Посмотрела я и фильм, за которым специально охотилась, в Анси он получил приз жюри, - Ma famille afghane \ My Sunny Maad, поставленный знаменитой чешской режиссеркой Michaela PAVLÁTOVÁ тоже в рамках большой копродукции – Чехии, Словакии и Франции. И снова речь об Афганистане, как будто анимация предчувствовала сегодняшнюю трагедию. Делая полный метр, рассчитанный на широкую аудиторию, Павлатова смягчает, делает более традиционным свой острый графический стиль. Ее фильм сделан по полудокументальной книге «Фришта» чешской журналистки-правозащитницы Петры Прохазковой и рассказывает историю студентки из Праги Херры, вышедшей замуж за своего однокурсника афганца Назира и поехавшей к нему жить в пост-талибский Кабул. В книге героиней была полурусская-полутаджичка (Прохазкова много работала на постсоветском пространстве и хорошо знает его особенности), в сценарии она стала чешкой, что еще больше обострило проблему: европейская девушка входит в семью, где она должна носить чадру и не показываться гостям. Но Павлатова, известная своими провокативными феминистскими фильмами, в этот раз подходит к теме удивительно деликатно: она рассказывает о семье, придерживающейся чуждых ей и ее героине традиций, но при этом любящей, о муже, из любви и уважения к жене переступающем через свои патриархальные мачистские предрассудки, и о жене, стремящейся понять и принять свою новую семью, какими бы дикими и невозможными ни казались ей местные правила. Тут самое главное – желание понять конкретных людей с разными характерами, разными убеждениями, людей, достойных понимания, сочувствия и любви независимо от того, где они живут. Павлатова смотрит на афганскую жизнь глазами Херры, показывая разницу менталитетов. Например, воспоминание о первой брачной ночи, где девушка сидит в уголке кровати, а мужчина горестно обхватил голову руками и комментарий: «Я потеряла девственность давно, но мне в голову не могло прийти, что для кого это может быть жизненно важно». Здоровенный бородатый Назир выхватывает нож – Херра сжимается в ужасе, - а муж разрезает себе ногу, чтобы залить кровью простыню, которую назавтра его мать должна показать родне в подтверждение девственности молодой жены. Разговоры с мудрым дедушкой Назира, когда-то работавшим фотографом и показывающим фотографии доталибского Кабула, где европейски одетые девушки идут в кино. Мать Назира, простодушно говорящая Херре, что раз у нее нет детей, муж должен завести еще одну жену. Европейские врачи из «Красного креста», для которых непостижимо, как Херра может здесь жить. Афганские «патриоты» талибского толка, ревнители традиций, считающие Назира европейским прихвостнем. И прочее, связанное с тем, как любовь, толерантность, доброта так же, как и современное мышление, мучительно и не всегда с успехом противостоят косности, ограниченности, агрессии, называющих себя патриотизмом и сохранением традиций. Нам все это знакомо не только по новостям из исламских регионов.