Блог
Анси21-онлайн.
Часть 1
Призеры и короткий метр


Кадр из мультфильма «Écorce», режиссеры Samuel PATTHEY и Silvain MONNEY
В этом году мне так много фестивальной анимации удалось увидеть онлайн, да еще на «живом» Анимафесте, что новинок в онлайн программе Анси, о которых бы хотелось рассказать, было куда меньше обычного. Особенно, если учесть, что всю «коммерческую» часть программы – телевизионный конкурс и полные метры, - онлайн вообще не показывали. Так что надеюсь в этот раз уложиться в пару текстов блога.

Те, все-таки попал в Анси, говорили, что карантин пошел фестивалю на пользу: не было ужасных очередей на показы, как в последние годы, и вообще все было гораздо спокойнее и расслабленнее. Шестидесятилетие фестиваля, перенесенное с прошлого года, тоже в нынешней ситуации прошло без пышных торжеств. Вот постфестивальный ролик, вполне отражающий карантинную атмосферу Анси-2021.


Постфестивальный ролик
Постер Анси-21, как и в прошлом году, был заказан режиссеру Jean-Charles Mbotti Malolo, тема африканского континента тоже сохранилась, и он сделал вариацию прошлогоднего яркого плаката, тогда сочиненного вместе с художником Simon Roussin, где южноафриканский танец Пансула танцевали молодые ребята. На новой афише, которую режиссер сделал уже без Руссена, снова Пансула, но танцует ее пожилая веселая женщина на мостках озера Анси.
Анимированный постер фестиваля Анси
Традиционные имиджевые ролики пяти фестивальных дней, сделанные студентами киношколы Гоблен, тоже были и в этот раз они рассказывали о будущем.
1. PON-PON-PARTYYY демонстрировал ярмарку 3000 года
2. CUNABULA показывал город будущего, созданный после того, как все настоящее поглотила вода
3. COLLECTION CAPSULE – модное шоу будущего
4. GUGUGAGA – редкий случай рождения ребенка естественным путем в мире будущего
5. LE PARC – обычная жизнь вновь открытого парка
Ну и партнерский трейлер, ежегодный новый хит Анси, которому подпевает весь зал, в этом году тоже был, и на этот раз он был посвящен знаменитым диснеевским «12 принципам анимации», конечно, творчески доработанным.
Партнерский трейлер
Начну, как всегда, с русского присутствия. Отечественных фильмов в конкурсе Анси было восемь: в короткометражном: «Боксбалет» Антона Дьякова и «Вадим на прогулке» Саши Свирского, в студенческой программе «Собаки пахнут морем» Насти Лисовец и «Кибер-Ева» Кати Михеевой (фильм уже целиком в сети, а Катя уже учится во французской киношколе Пудриер).
Мультфильм «Кибре-Ева», режиссерка Катя Михеева
В детскую программу попал дебют Василисы Тикуновой «Под облаками» (этот проект был выбран на питчинге «Союзмультфильма» одновременно с «Привет, бабульник!» Наташи Мирзоян и теперь очень успешно разошелся по фестивалям) и «Принцесса и бандит» Марии Сосниной и Михаила Алдашина, тоже со студии «Союзмультфильм». В ТВ-конкурсе была одна из серий спин-офф-цикла «Маши и Медведя» с детскими песенками «Колеса на автобусе» Дины Мальцевой.
Мультфильм «Колеса на автобусе», режиссерка Дина Мальцева
В конкурс прикладной анимации взяли коллажный клип «Polymorphia» режиссера Владислава Паровозова (музыка Lookyan).
Клип «Polymorphia» режиссер Владислав Паровозов
Теперь о лучших фильмах короткометражного конкурса.

Кристалл Анси в коротком метре получили швейцарские выпускники киношколы в Люцерне, вчерашние однокашники Samuel PATTHEY и Silvain MONNEY за медленный, молчаливый фильм-наблюдение «Écorce», анимадок из дома престарелых. Я очень рада этой награде, для меня этот фильм – один из нескольких за последнее время любимейших фильмов молодых режиссеров, которых я стала называть «новым гуманистическим поколением», особенно внимательных к людям и чувствительных к чужим страданиям. Они снимают сейчас фильмы про особенных людей, про больных, детей и стариков и это очень глубокое, неформальное кино. Как я поняла из интервью, идеологом «Écorce» был Самуэль, режиссер с талантом чувствовать атмосферу и ритм событий, видеть и схватывать важные детали, все это было у него в дипломной картине «Тель-авивский травелог». В интервью он рассказывал, что у него обе бабушки в доме престарелых и это место его всегда интриговало, хотя он видел, что все стараются не разглядывать его, а быстро сказать «привет» и убежать. В новом фильме, название которого, наверное, надо перевести, как «Кора» (именно со растрескавшейся корой дерева тут сравнивают морщинистые руки стариков с узловатыми пальцами), самое главное – работа со временем. Оно тянется и тянется: ложка поднимается ко рту бесконечно долго, шаркающие шаги на полусогнутых почти не приближают старика к нам. А во время спокойного разговора за столом пожилых мужчин, мы вдруг замечаем, что фигуры персонала летают вокруг, смазанные, как при убыстренной съемке, давая понять, что время для стариков и нас течет по-разному. Тут есть ощущение ухода, но большинство героев безучастны, погружены в себя, бодрый звук телевизионных шоу кажется резким и неуместным, как всегда в домах престарелых. Весь фильм сделан на набросках легкой карандашной линией почти монохромно, он подчеркивает эскизность тем, что сохраняет форму скетчбука со смятыми страницами и прошитым корешком (тот же прием был в «Тель-авивском травелоге»). Ребята ходили рисовать в швейцарский дом престарелых около года, внимательно наблюдая за ежедневной рутиной: как его жильцы бодрствуют, молятся, как их кормят медсестры. Рассматривали предметы на столике и умывальнике, конструкцию медицинских кроватей, скрюченные старческие пальцы и длинную вязь морщин на руках. И в одной из сцен появляется Самуэль, вышедший покурить на балкон.

Трейлер мультфильма «Écorce», режиссеры Samuel PATTHEY и Silvain MONNEY.
Об остальных короткометражных призерах я уже писала: Приз жюри в Анси получил фильм Easter Eggs режиссера Nicolas KEPPENS (он же был призером Загреба), спецупоминание «за режиссуру» (кажется, раньше таких уточнений не было) получила Joanna QUINN за Affairs of the Art, о котором я уже писала не раз. Приз Jean-Luc Xiberras за первый фильм взял Hold Me Tight режиссерки Mélanie ROBERT-TOURNEUR, о котором я тоже писала из Загреба.

Вот, разве что я не писала про фильм, взявший приз в категории экспериментального кино "Off-Limits" австралийского режиссера Vladimir TODOROVIC Tunable Mimoid, я его видела в программе фестиваля Viennas shorts этого года. Ироничное мокьюментари, отсылающее к «Солярису» и изображающее в эффектной 3D компьютерной графике некие меняющиеся организмы или работу этих организмов изнутри, как «мимоидов» из романа Лема и сам разумный Океан. Это абстрактное кино разбито на части, каждая из которых имеет солидное академическое название, связанное с очередным испытанием, например тем или иным излучением, которому подвергается мимоид. И даже в конце титров фильма написано «Центр изучения мимоидов». Все это было по-своему интересно, хотя для меня в этой категории вне конкуренции был фильм, о котором я не раз уже писала - Maalbeek, получивший приз в Загребе. Зато "Мальбеку" дали специальный приз имени André-Martin за лучший французский короткометражный фильм. (А приз за лучший полнометражный французский фильм неожиданно, через два года после показа, получила «Марона» Анки Дамиан, хочется сказать: наконец-то дошло!)
Кадр из мультфильма "Tunable Mimoid", режиссер Vladimir TODOROVIC
«Кристалл Анси» в студенческой категории получил фильм Hippocampus китайского дипломника Zehao LI, фильм, посвященный памяти. Фильм нарисован вручную на бумаге, анимация в нем оставляет следы, как в графике Кентриджа и как что-то ушедшее в нашей памяти. Режиссер рассказывает, что начал думать о памяти и ее неточности, когда нашел в родном доме видеокассету со своей детской съемкой и не узнал себя. В этом фильме он перерисовывает и эту съемку, запись детских разговоров с отцом и сегодняшних с мамой и бабушкой, пытается восстановить в памяти, каким был его дом в детстве и родной город, измененный строительством. Я думаю, этот фильм у многих вызывает сентиментальные и ностальгические чувства, но я как-то осталась к нему холодна.
Трейлер мультфильма "Hippocampus", режиссер Zehao LI
Кристалл за прикладную анимацию получил очень стильный клип Martina SCARPELLI на песню Kai "A Little Too Much", о нем я тоже писала. А приз жюри в этой категории взяла очень славная норвежская серия роликов с валяными из шерсти куклами режиссера Robin JENSEN о внимании, которое медработники должны уделять невидящим пациентам «Hjelp, vi har en blind pasient \ Помогите! У нас слепой пациент». Главные правила коммуникации: представьтесь, скажите, что вы делаете и постарайтесь увидеть мир, как они.
Ролики «Hjelp, vi har en blind pasient \ Помогите! У нас слепой пациент», режиссер Robin JENSEN
ТВ конкурса я, как уже говорила, посмотреть не смогла, но в программе Штутгарта был симпатичный французский детский фильм Vanille режиссера Guillaume LORIN, он получил Кристалл за ТВ продукцию. А в VR конкурсе победителем стал один из призовых фильмов Загреба, о котором я тоже уже писала: Replacements (Penggantian) режиссера Jonathan HAGARD.

Ну а теперь – о не награжденных фильмах, которые мне показались стоящими.

Comeback Володи Лещева из Латвии - фильм сентиментальный и ностальгический в сопровождении мотивчика из романса «В лунном сиянии», с теплыми воспоминанием о родителях (которым он посвящен), советском детстве и любви к хоккею, которую под влиянием школы пришлось вытеснить рисованием. Кино неожиданно простое для Володи, любящего загадки и абсурд, с атмосферой, множеством милых деталей и смешных пасхалок для анимационных друзей (например, магазин с названием C.Robinson) и даже себе самому – с отсылом к фильму «Затерянный в снегах».
Трейлер мультфильма "Comeback", режиссер Vladimir Leschiov
Американская режиссерка Joan GRATZ, знаменитая своей брутальной пластилиновой живописью, давно считающаяся классиком (30 лет назад она получила «Оскар» за фильм «Мона Лиза, спускающаяся по лестнице», исследующий историю искусства) в своей фирменной технике сделала двухминутный фильм по удивительно актуально звучащему стихотворению Чарльза Буковски «No Leaders Please» про переизобретение себя. В этот раз герои ее фильма современные художники, герои совриска: Баскиат, Бэнкси, Харинг и Ай Вейвей.
Кадр из мультфильма «No Leaders Please», режиссерка Joan GRATZ
Впечатляющий кукольный фильм Bestia чилийского режиссера Hugo COVARRUBIAS рассказывает историю женщины-секретного агента и кажется даже палача во время чилийской диктатуры, о ее обыденной жизни, снах, фобиях, взаимоотношениях с собакой и собственным телом и страшной работе. Пожалуй, самое интересное в этом фильме – куклы с блестящими фарфоровыми головами, особенно сама героиня с квадратным жестким узкоглазым лицом и тонкими красными губами.
Трейлер мультфильма "Bestia", режиссер Hugo COVARRUBIAS
Впрямую пандемийных фильмов в программе Анси хватало тоже, как и в Загребе. Кроме фильма Томека Попакуля «Луна», заказанного HBO Europe (я о нем писала из Загреба, а в Анси он стоял в телевизионной программе), в главном конкурсе короткого метра было две картины, на которые стоило обратить внимание. Депрессивный и панический «I Gotta Look Good for the Apocalypse» турецкого режиссера Ayce KARTAL (я очень ценю его страшный фильм Wicked Girl) был сделан с ощущением, что жизнь закончилась, осталась только ее виртуальное отражение. Используя разнообразную найденную в интернете съемку и переводя ее в живопись, Карталь показывает пустые улицы и меланхолическую одинокую жизнь с телевизором, глупыми роликами из интернета и компьютерными играми.
Трейлер мультфильма «I Gotta Look Good for the Apocalypse», режиссер Ayce KARTAL
Канадский NFB в своем цикле, снимающемся во время и о пандемии «The Curve» (с подзаголовком «Истории социального дистанцирования, которые делают нас ближе друг к другу») спродюсировал фильм Andrea DORFMAN по стихотворению Tanya Davis
«How to Be at Home», с юмором и нежностью нарисованный на книжных страницах, в конце концов пытающийся примирить нас с вынужденным затворничеством.
Мультфильм «How to Be at Home», режиссер Andrea DORFMAN
Хулиган и выдумщик Donato SANSONE сделал целых два коротких фильма под названием Concatenation. Это чисто монтажное кино в начале которого сам Донато выплевывает пулю, как заправское ружье, и дальше эта пуля запускает цепь выстрелов-ударов, превращаясь в мяч, удар, птицу. Вот оно целиком.
Мультфильм «Concatenation.», режиссер Donato SANSONE
Вторая часть – «Concatenation 2 ‒Olympic Games», посвященная Олимпийским играм, снова монтажная, еще более стремительная и лихая. Она строится только на спорте и тут уже как пули летят человеческие тела, вращая кадр в воздухе.
Мультфильм «Concatenation 2 ‒Olympic Games»», режиссер Donato SANSONE
Прелестный, смешной фильм Dans la nature швейцарского режиссера Marcel BARELLI – это рассказ на опасную в наших широтах тему гендера и сексуальности для детей через примеры из жизни животных. Вы думали, что в природе семейная пара – это обязательно самка и самец, вы думали, что тот, кто родился самкой или самцом, останется им на всю жизнь, вы думали, что семья обязательно состоит из двоих и разнополых? Это так, но не всегда! Например, у дельфинов и обезьян встречается гомосексуальность, а рыбки гупии все рождаются самками, а потом меняют пол. Режиссер посвятил этот фильм всем животным, жертвам невежества или гомофобии.
Трейлер мультфильма "Dans la nature", режиссер Marcel BARELLI
Horacio французской режиссерки Caroline CHERRIER – тревожный рассказ о бессмысленности и абсурдности преступления. Гийом убивает Орацио, потому что тот раздражал его громкими криками. Рассказ, который идет от имени Гийома, очень спокоен, герой не видит ничего удивительного в своем поступке - просто он убрал мешающий ему звук. Кажется, у него какие-то ментальные проблемы. Гийом проводит 10 лет в тюрьме, но выходит из нее таким же, каким вошел, и мы с беспокойством видим, как в нем поднимается новая волна раздражения оттого, что его мать все время к нему пристает и трещит, не переставая.
аТрейлер мультфильма "Horacio", режиссерка Caroline CHERRIER
Le Réveil es insects французских режиссеров Stéphanie LANSAQUE, François LEROY – история о том, как к гонконгскому старику, потерявшему память, приходит незнакомая женщина провести ритуал даосского экзорцизма. Сюжет выглядит страшноватым оттого, что изгнание злых духов происходит в момент пробуждения от спячки насекомых, которые заполняют, гудя, все вокруг, хотя сами разговоры пожилых людей совсем не страшные. И еще это кино визуально выглядит интересно оттого, что 2D персонажи помещены в реальную среду.
Трейлер мультфильма «Le Réveil es insects", режиссеры Stéphanie LANSAQUE, François LEROY
Erick OH, режиссер корейского происхождения, много работавший на Пиксаре, но в последние годы известный независимыми фильмами с лихой анимацией, как How to Eat Your Apple и сентиментальным сюжетом, как в цикле «Pig: The Dam Keeper Poems», был в конкурсе Анси с метафорической лентой Opera, уже номинированной на Оскар и представляющей собой многоэтажное сооружение, полное маленьких суетящихся персонажей, чьи действия обозначают все, что волнует людей: рождение, смерть, труд, войну и пр. то есть человеческое общество и его историю. Как я поняла, в оригинале это не только и не столько кино, сколько масштабная инсталляция.
Трейлер мультфильма «Opera», режиссер Erick OH
Очень было любопытно увидеть новый фильм немецких режиссеров Christoph LAUENSTEIN и Wolfgang LAUENSTEIN People in Motion. Все мы помним выдающийся кукольный фильм братьев Лауэнштейн «Баланс», снятый больше 30 лет назад, и видно, что они тоже не могут его забыть и идут по уже проторенному пути. Снова кукольный фильм-притча про странный мир (тут дело в том, что в городе, стоящем в воде, всегда темно, а свет в нем появляется всего на минуту в сутки, за которую все должны успеть сделать свои дела). Здесь неведомо откуда появляется странная и ценная вещь - светящийся шар - и люди, пытаясь завладеть им, проявляют себя самым дурным образом. Все, как и в «Балансе», разве что тут еще есть закадровый голос, звучащий очень многозначительно.
Кадр из мультфильма «People in Motion», режиссеры Christoph LAUENSTEIN и Wolfgang LAUENSTEIN
Австрийский режиссер, хореограф и танцор Paul WENNINGER, делающий очень интересные фильмы, основанные на человеческом движении (в первую очередь очень сложном, замедленном), был в программе с фильмом под названием «O» (я его тоже видела на венском фестивале в ретроспективе Веннингера). В этот раз он снял картину с французским участием в резиденции на вилле в Бретани, и в ней мы видим прежде всего самого танцора, стоящего посреди комнаты, которая, как кажется, находится в постоянном ускоряющемся вращении. Отлетают в стороны стулья, как в центрифуге, за окнами сменяются день и ночь, лесные пейзажи и водные, времена года, и только Пауль напряженно стоит в центре комнаты, как в центре мира, удерживая его, словно стержень. Мне кажется, название «О» - не буква и даже не ноль, а круг, вращающийся вокруг режиссера так, что у зрителя кружится голова. И в этом вращении мира вокруг одинокого человека, тоже нельзя не увидеть реакцию на карантинный год, заперший Веннингера в комнате с видом на все стороны света.
Кадр из мультфильма «О», режиссер Paul WENNINGER
Еще в программе была третья, самая пышная и кэмповая часть проекта австрийского режиссера Daniel MOSHEL «MeTube: August Sings», в котором действуют «межгалактические музыкальные зануды». Великовозрастный сын – швейцарский тенор Август Шрам и его престарелая доминирующая мать – актриса Elfriede Wunsch. Все серии начинаются со скромного ретро, а потом взрываются фантастикой, садо-мазо, травести-шоу и прочим, превращающим классическую оперную партию в рок-безумие. В третьей части «MeTube 3: August Sings "Una furtiva lagrima" Шрам поет самую знаменитую арию из «Любовного напитка» Доницетти.
Фильм ««MeTube 3: August Sings "Una furtiva lagrima"», режиссер Daniel MOSHEL
Не могу не показать заодно первые две части проекта. В первой он поет «Хабанеру» из «Кармен».
Фильм "MeTube 1: August sings Carmen Habanera"
А во второй – «Кармина Бурана».
Мультфильм «MeTube 2: August sings Carmina Burana»
Ну и как всегда радость от яркой и жирной живописной абстракции британского экспериментатора Peter MILLARD в фильме с таким же особенным названием shapes.colours.people. and floatingdown.
Трейлер мультфильма "shapes.colours.people. and floatingdown", режиссер Peter MILLARD
Теперь немного о фильмах, связанных с документальной темой, которые были в конкурсе. «All Those Sensations in My Belly (Sve te senzacije u mom trbuhu)» хорватского режиссера Marko DJESKA – реальная история трансгендерной женщины, которая совершила переход, но осознает, что положение ее выглядит двусмысленным, отношения с мужчинами не складываются, и ее спасает от неприятия и агрессии окружающих, только круг друзей, принимающих ее.
Мультфильм «Les ongles rouges / Red Nails», режиссерка Manon Tacconi.
В экспериментальной категории "Off-Limits" была картина Cause of Death южноафриканской режиссерки Jyoti MISTRY, сейчас работающей в Европе. Ее феминистский фильм, построенный на исторических видео и фото с женщинами, их использованием в развлечениях, мучительной работе, наказаниях и документальных отчетах, указывающих на причину их смерти, приходит к выводу, что причина смерти всех этих анонимных героинь - в том, что они женщины. Фильм сопровождается чтением южноафриканской поэтессы и исполнительницы Napo Masheane.
Трейлер мультфильма «Cause of Death», режиссерка Jyoti MISTRY
Французский фильм SCUM MUTATION, снятый режиссеркой Stephanie GERVOT с артом, анимацией, сценарием, музыкой, голосом и др. художницы под ником Ov, это тоже жест феминистского активизма. В нем некие брутальные действия фантастических 3D существ, служащих, видимо, аватарами реальных героинь, подвергавшихся насилию, озвученны шумами феминистских протестов разных лет. В финале мы видим, что героинь ждет посттравматическое стрессовое расстройство, объясняется, что травма может быть коллективной и что необходимо сопротивление.
Трейлер мультфильма «SCUM MUTATION», режиссерка Stephanie GERVOT
В интервью для фестиваля Ov, спрятавшись за аватара и преобразив голос, интересно рассказывает про свои активистские цели.
А в программе «Перспектива», где всегда бывает много интересно задуманного проблемного кино, на этот раз оказалось мало интересного и нового, но я была рада, что в нее вошел фильм Юли Рудицкой «Magutny Bozha - Prayer for Belarus», сделанный в горячие протестные дни Беларуси 2020. Трейлер тут.
Кадр из мультфильма «Magutny Bozha - Prayer for Belarus», режиссерка Юлия Рудицкая
На этом пока все. О студенческом, детском, коммерческом конкурсе и всем остальном читайте во втором блоге.
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ