Теперь о лучших фильмах короткометражного конкурса.
Кристалл Анси в коротком метре получили швейцарские выпускники киношколы в Люцерне, вчерашние однокашники Samuel PATTHEY и Silvain MONNEY за медленный, молчаливый фильм-наблюдение «Écorce», анимадок из дома престарелых. Я очень рада этой награде, для меня этот фильм – один из нескольких за последнее время любимейших фильмов молодых режиссеров, которых я стала называть «новым гуманистическим поколением», особенно внимательных к людям и чувствительных к чужим страданиям. Они снимают сейчас фильмы про особенных людей, про больных, детей и стариков и это очень глубокое, неформальное кино. Как я поняла из интервью, идеологом «Écorce» был Самуэль, режиссер с талантом чувствовать атмосферу и ритм событий, видеть и схватывать важные детали, все это было у него в дипломной картине «Тель-авивский травелог». В интервью он рассказывал, что у него обе бабушки в доме престарелых и это место его всегда интриговало, хотя он видел, что все стараются не разглядывать его, а быстро сказать «привет» и убежать. В новом фильме, название которого, наверное, надо перевести, как «Кора» (именно со растрескавшейся корой дерева тут сравнивают морщинистые руки стариков с узловатыми пальцами), самое главное – работа со временем. Оно тянется и тянется: ложка поднимается ко рту бесконечно долго, шаркающие шаги на полусогнутых почти не приближают старика к нам. А во время спокойного разговора за столом пожилых мужчин, мы вдруг замечаем, что фигуры персонала летают вокруг, смазанные, как при убыстренной съемке, давая понять, что время для стариков и нас течет по-разному. Тут есть ощущение ухода, но большинство героев безучастны, погружены в себя, бодрый звук телевизионных шоу кажется резким и неуместным, как всегда в домах престарелых. Весь фильм сделан на набросках легкой карандашной линией почти монохромно, он подчеркивает эскизность тем, что сохраняет форму скетчбука со смятыми страницами и прошитым корешком (тот же прием был в «Тель-авивском травелоге»). Ребята ходили рисовать в швейцарский дом престарелых около года, внимательно наблюдая за ежедневной рутиной: как его жильцы бодрствуют, молятся, как их кормят медсестры. Рассматривали предметы на столике и умывальнике, конструкцию медицинских кроватей, скрюченные старческие пальцы и длинную вязь морщин на руках. И в одной из сцен появляется Самуэль, вышедший покурить на балкон.