В прошлом году Штутгартский фестиваль был одним из первых, полностью перешедшим в онлайн из-за карантина, все следующие анимационные фестивали в своих онлайн выпусках исправляли его ошибки, пользовались его находками и шли дальше в придумывании новых онлайн форматов, позволяющих приблизиться к тому ощущению творческой тусовки, полной радости встреч с друзьями и профессионального общения, за которые мы так любим фестивали. Здорово было прочесть в пострелизе 28-го ITFS, что его организаторы так же, как и мы на БФМ, считают, что все возможности встреч с режиссерами, профессиональных дискуссий, обсуждений фильмов и онлайн голосований, прямых трансляций, интерактивных занятий для детей и пр., приносят фестивалю реальную добавленную стоимость, а записанные лекции и встречи становятся ценным источником информации для индустрии анимации в целом, и значит, вся эта онлайн активность будет продолжена и на следующем фестивале (мы тоже думаем продолжать профессиональную онлайн-программу после того, как БФМ снова станет офлайн фестивалем).
28-й ITFS проходил с 4 по 9 мая, но аккредитованные зрители имели возможность смотреть фестивальные картины в медиатеке еще целую наделю. И уже после этого был объявлен фильм-победитель зрительского онлайн-голосования. Это опять был швейцарский анимационный поэтический джем на тему экологии «Только ребенок», созданный под руководством Симоне Джампаоло двадцатью режиссерами в разных техниках и художественных манерах, фильм, заслуживший «спецупоминание» в международном короткометражном конкурсе.
А теперь продолжу рассказывать о самых интересных фильмах Штутгартского фестиваля. Начну со студентов. В программу профессионального короткого метра Штутгартский фестиваль включает и несколько сильных дипломных фильмов из студенческой программы, претендующих на приз Лотте Рейнигер. Приз этот называют «Promotion Award», мне объяснили, что его задача – продвигать молодых режиссеров и предполагается, что 10 тысяч евро, которые получает лауреат, должны пойти на его следующий фильм. В этом году так вышло, что и приз Лотте Рейнигер, и приз за лучший студенческий фильм, который выбирало другое жюри, не сговариваясь, отдали фильму «Have a Nice Dog!» режиссера сирийского происхождения JALAL MAGHOUT, выпускника немецкой киноакадемии Конрада Вольфа. Герой фильма испытывает постоянные панические атаки, то ему кажется, что он тонет, то бежит по черному коридору, полному монстров, все оттого, что он не может вырваться из города, где началась война, хотя люди пытаются продолжать обычную жизнь. От бомбежек бьется в истерике собака и кажется, что даже по туалетной бумаге летят самолеты. Черно-белая мрачная и гротескная графика соединяет рисунок на бумаге с коллажем, мир выглядит искаженным в глазах парня. Герой в тоске и одиночестве разговаривает с собакой и постит фотографии, где фотошопом ставит себя рядом с Эйфелевой башней, а в это время узнает, что кому-то из друзей удалось получить визу. Режиссер, рассказывая о том, откуда взялся его фильм, говорил, что сам он живет уже 8 лет в Германии, но так же, как его герой, жил в Дамаске в первые два года после революции, и все время ощущал сюрреализм ситуации в которой соединялись как бы обычная жизнь и война, и только мамина собака не скрывала страх.