Cуздаль - 2023
Часть 2. Короткий метр. Дебюты. Студенческие фильмы

кадр из фильма Нины Бисяриной "Тшшш!"
Продолжаю рассказывать про фильмы из суздальской программы, которые мне понравились. В первую очередь про короткий метр.

Очень обаятельный фильм «Миллионы алых роз» сняла Галина Голубева по казачьей народной версии песни Пугачевой: «Ай во Черкасским было, братцы, городу…». Галя, как всегда, работает с пластилином, но в этот раз она делает картинку и кукол под глиняную филимоновскую игрушку со смешными маленькими головами и большими ногами. Только по этой версии вместо художника - «урядник молодой», поэтому как важный персонаж появляется полосатый конь – друг и член семьи. Актриса тут – оперная певица, урядник-театрал видит ее в роли Дездемоны и бросается спасать, так что классической музыки и оперных партий в фильме тоже достаточно, но главное, конечно, как всегда у Гали, народное пение, в которое вкраплены фрагменты каких-то неясных разговоров «деревенскими голосами». Галя сама, как человек, исполняющий фольклорную музыку и работающий как художник с народными промыслами, очень держится за точность, аутентичность звука, как и картинки, она рассказывает, что эти звуковые фрагменты она взяла из документального фильма про наивного художника, рисующего иконы и голых девушек и важен ей был не смысл, а интонация. Видно, что роскошь материала, в который Галя погрузилась, делая фильм, ее несколько задавила – в фильме чего только нет, он перегружен, отчего с первого раза даже сюжет не до конца понимаешь. Зато, если есть возможность «Миллионы алых роз» пересматривать, там каждый раз открываются какие-то новые детали, влюбляешься в уморительную мимику лубочных персонажей и добряка-коня. В профессиональном рейтинге «Розы» разделили 9-10 место с «Полынью» Нади Гольдман.

Совсем неожиданный, нежный и печальный фильм «Неправильный коврик», снял Иван Максимов по рассказу Кристины Старокадомской про маленькую девочку, которая, возвращаясь с прогулки, не узнала перевернутый бабушкой коврик и решила, что ее квартира вместе с бабушкой и ковриком исчезла. Вот это чувство растерянности «я не узнаю знакомых мест» и страха оттого, что ты вообще, может быть, попал в другой мир, очень понятно, и, пытаясь показать его сложность, Ваня раскладывает историю на несколько изобразительно разных линий. Есть нарисованная девочка с санками, похожая на всех Ваниных девочек, она гуляет в сумеречном городском дворе (очень красивые живописные фоны Саши Шадриной), есть испуганная кукольная девочка, сидящая на горшке, рассказывая эту историю (кукла Игоря Хилова), и есть детские рисунки показывающие, как ребенок себе представляет изменившийся дом, новых жильцов, потерявшуюся квартиру – их нарисовала Марика Бажина, дочка Наташи Мирзоян. Меня как-то этот фильм очень тронул, мне кажется, на фестивале его недооценили.
«Тшшш!» Нины Бисяриной (диплом жюри в коротком метре и 14 место профессионального рейтинга) выглядит продолжением ее французского фильма «Рысь в городе». Только теперь речь про медведя в городе. История об огромном медведе, растерявшемся от того, что вокруг него вдруг возникает городская жизнь: лес пересекает трасса, полная гудящих машин, между деревьев катаются лыжники. Медведь сбегает в заснеженный парк, залезая в подсобку летнего театра, как в берлогу. И тут оказывается, что весь город явился в парк, чтобы встречать Новый год. Объясняя, откуда взялась идея фильма, Нина пишет: «Посвящается медведю Диксону (а дальше гуглите!)», гугл говорит нам, что это белый медведь, раненый испуганным жителем поселка Диксон Красноярского края и привезенный на лечение в Московский зоопарк - деньги на его реабилитацию собирали всем миром. Сам медведь у Нины – огромный, синий, мягкий и неуклюжий добряк – очень симпатичный, думаю, любовь к медведям она сохранила с тех пор, как делала анимационные вставки к фильму «Медведи Камчатки».

Суперпродуктивный год получился у Анастасии Соколовой, у нее в Суздале, а осенью и на БФМ было целых два фильма, оба славные. Детский – «Пингвины» с очень симпатичными пестрыми толстенькими пингвинятами, которым нужно нырнуть с высокого берега, чтобы уже в воде превратиться в настоящих взрослых пингвинов. Герой фильма - пугливый пингвиненок, который боится прыгать и растет, но не взрослеет, пока не появляется еще один такой робкий малыш. И тогда они помогают друг другу. Хороший, не тривиальный расклад: помоги тому, кто еще боязливее тебя, тогда и сам осмелеешь.
Второй Асин фильм - «Женщина», с явным феминистским посланием, про дикую женщину, которая завидует беременным животным и думает, что бы такое сделать, чтобы у нее в животе тоже появился кто-то маленький (парадоксальным образом, маленькая девочка заводится в ней после дождя). Самое классное в этом фильме – очень выразительная графика Евы Ярош, маленькой дочери Аси, которой, как мне кажется, с ее рождения посвящены все фильмы Соколовой. Сама голая длинноволосая женщина, и особенно животные (моя любимая – лошадь) выглядят очень непривычно, но в фильме совсем нет обычного при работе с детскими рисунками подчеркивания детскости, корявости в анимации и режиссерских акцентов, напротив, Ася работает с этими смешными персонажами без сюсюканья, как с вполне взрослой графикой и это дает отличный эффект.
«Как Егор решить женился» - новый уморительный панковский фильм Владимира Сахновского, опять построенный на бесконечных повторах, романтическая комедия и вместе с тем боевик с супергероем. Лысый Егор, мечтающий жениться на синелицей Юленьке должен перед тем, как сделать предложение найти ее сережку, оставленную на работе, вот тут и начинаются полеты и перестрелки. Кино с уморительными персонажами, разговаривающими искусственными голосами Яндекса с ровными интонациями и неправильными ударениями и кажется, что эти приключения могут продолжаться бесконечно.
Ну и в рифму к нему - «Егор!» Маши Афониной, за которой я слежу с тех пор, как видела ее фильмы из Вышки. Здесь под грифом СМФ появился почти без изменений фильм, который она делала под руководством Игоря Ковалева еще на втором курсе в 2019-м году, только тогда он назывался «Кар!». Простенькая история про папу, который вывез на санках гулять своего сына Егора, да, уставившись в телефон, потерял малыша. А потом нашел. Мне кажется, для уже готового фильма, а не студенческого этюда, сценарий там не докручен, нет какой-то поворотной фишки, но смотрится все равно мило. Жду чего-то следующего, надеюсь, что Маша станет хорошим режиссером.
«Кстати, о птичках» был задуман Аллой Вартанян, как сериал – это цикл забавных микроисторий про закадычных врагов – червяка и кривоватую птичку с разными глазами и тремя волосинами на голове. Сначала птица стремится червяка съесть, потом они друг друга спасают. Сначала истории идут по сезонам, а потом просто так. В этих крошечных эпизодах нет каких-то особенно крутых гэгов, просто симпатичные персонажи в обаятельно-дурацких ситуациях. В общем, это тот жанр, вроде межпрограммных бамперов, который наверняка должен отлично смотреться поштучно, улучшая настроение, а сборка на десять минут ему подходит меньше.
Ну и не могу не упомянуть «Украденную мелодию» Юры Богуславского, долгострой большой команды кукольников, начатый на Студии БФМ и завершенный на СМФ. В этот большой кукольный фильм вбухано очень много сил и таланта, несколько сцен выглядят так классно, что хочется, чтобы из каждой родился целый фильм. Но сложена вся эта красота вместе с такой сценарной невнятностью, что я не берусь пересказать сюжет и объяснить кто, зачем и у кого украл мелодию. И это обидно.
работа над фильмом
трейлер
Что касается детского кино, то его в этот раз среди короткого метра было почему-то совсем мало. Кроме «Пингвинов», о которых я уже говорила, заметных детских короткометражки было всего три. Во-первых, симпатичный перекладочный из пластилина «Яблочный пирог», снятый вдвоем пластилиновым гуру Сергеем Мериновым, и Алексеем Алексеевым, чей парадоксальный юмор спасает любые, даже самые скучные истории. Вот и тут традиционная сказка о принцессе, спасенной рыцарем из лап дракона, выглядит смешно, а не героически, и заканчивается извинениями дракона, в огнедышащей пасти которого печется примирительный яблочный пирог.
Третий удачный детский фильм Суздаля - «Дикие соседи» Дарьи Зиминой, снявшей на студии «Пчела» кино по сказке и иллюстрациям Ульрики Кестере, выходившей у нас книжкой в издательстве «Белая ворона» (оно и взяло приз жюри за лучшее детское кино). Это весьма современно звучащая сказка о кролике, который приехал в свой загородный дом и обнаружил в саду диких кошек – льва, тигра, пантеру и леопарда, которые чувствовали себя как дома и не платили за жилье, а разговаривали нагло. И по совету мамы кролик решил устроить для них праздник.
Теперь о дебютах, обычно самой небольшой и проблемной категории в Суздале. И тут я, кажется, не схожусь в своем выборе с профессиональной публикой фестиваля тоже, в частности поставившей на престижное третье место рейтинга союзмультфильмовский дебют Ольги Евдокимовой «Волк думающий» про волчка, совсем как у Норштейна, крадущего младенца. Смысл фильма построен на столкновении забавной картинки с пафосным многозначительным текстом, прочитанным, к тому же, бархатным голосом Хабенского, что, видимо, должно создавать иронический эффект. Мне кажется, что текста так много и он такой вязкий, что история не работает, но, видимо, для других не так.
«Носки для звезды» Ольги Титовой тоже попали в двадцатку рейтинга и взяли диплом жюри, эта работа со стоп-моушном безусловно мастерская, вязаные кружевные небесные существа в нем выглядят красиво и двигаются волшебно, но сказка про замерзающую звезду-балерину оставила меня равнодушной, на мой взгляд, она получилась без юмора и настоящей теплоты, на общих местах. Так что это тоже не моя чашка чаю.
Вообще, мне кажется, что дебютантское желание обогатить мир шедевром часто играет против режиссеров, выпускающих свои первые фильмы – во многих из них чувствуется тягостное напряжение, многозначительность, перегруженность. И мой выбор в дебютной категории – парадоксальная, построенная на гэгах и при этом сентиментальная «Правильная остановка» Марии Ракитиной, - милый, легкий с хорошей графикой рассказ про пассажиров электрички и человека с птичкой, приревновавшего ее к соседу, в шевелюре которого она отложила яйца.
И легкая зарисовка «Галочка» Насти Лисовец (не знаю, почему это дебют, он же снят в учебное время в Вышке), где Галочка – и девочка, и птичка, и даже «птичка» в тетрадке. Одна превращается в другую и все они познают мир – сладости, игры, времена года.
Еще два достойных дебютных фильма, которые, наверное, надо отнести к детским. Кино, получившее главный приз в дебютной категории - «На глубине» Лизы Стариковой. Увиденная глазами девочки история ее папы-подводника, из-за травмы лишившегося работы и впавшего в депрессию – это проблемное подростковое кино, какого у нас обычно не снимают, к тому же сделанное в нечастой технике ожившей живописи, которая так идет «водным» сюжетам.
И забавная, снятая в несколько старомодном духе «старого Союзмультфильма» (но с вполне актуальной темой привилегий), сказка «Школа елок» Анастасии Махлиной с сюжетом про школу, где елок-подростков учитель-снеговик учит быть новогодними, но они не слушают и хулиганят. А старательный, мечтающий стать новогодней елкой, дворник-кактус лишен их счастливой судьбы (в финале все наладится).
Перехожу к студенческим фильмам. Честно скажу, каких-то сильных впечатлений от них в этот раз не осталось, а дипломных картин, которые мне казались ударными в программе БФМ, в Суздале вообще почему-то не было. Так что из фильмов, которых я не видела раньше (а мы кое-что из Суздальской программы показывали осенью на фестивале) мне понравились несколько легких игровых историй. «Переход» Даши Волчок, снятый на студии при СМФ – коротенькое кино, построенное на противопоставлении медленно тянущегося времени для людей у светофора, ожидающих зеленый свет, и человека, который бежит издалека, задыхаясь.
Кстати, был еще один забавный фильм из той же студии, в котором напряжение сюжета строится на столкновении суеты и медлительности (только тут не спешит один герой, плюющий в реку, а панически носятся все остальные) - «Плёвое дело» Екатерины Ганах, мы его показывали на БФМ.
Студенческих фильмов школы при СМФ было несколько, в частности, «Непал» Марии Гавриленко - путевой дневник с текстами и фотографиями, но главное – ожившими зарисовками. Ясно, что примером для студентки был «Мадагаскар» Бастьена Дюбуа, но следовать такому примеру не зазорно.
Новой для меня была «Птаха» Марии Орловой из ВГИКа – маленькая зарисовка про полет птички, сделанная красиво по цвету и ритму, с явным тяготением к музыкальной абстрактной анимации.
Еще из дипломов ВГИКа общее внимание привлек «Визионер» Всеволода Булавкина, оживившего кошмары Босха в средневековом городе с помощью насыщенной и многодельной компьютерной 3D анимации. Не припомню в последние годы вгиковских выпускников, которые могли бы похвастать такими умениями.
Понравились мне два екатеринбургских проекта: студенческий «Устройства Голдберга», милая и смешная коллективная работа студентов УрГАХУ из микросюжетов про фантастические бессмысленные механизмы, вроде «устройства сладких снов» или «механизма щекотки».
И коллективная работа, снятая на резиденции Академии Хитрука в Ханты-Мансийске под кураторством екатеринбуржцев Ивана Ханжина и Данила Стрижова «Месяц листьев», где мы видим концерт удивительных существ, сделанных из осенних листьев, веточек, зерен, скорлупок, в общем, того, что можно найти под ногами.
На этом все, сериалы и полные метры комментировать не буду, я совсем не целевая аудитория коммерческой анимации. Но могу сказать, что индустриальная анимация в России явно улучшается, ни за один полный метр в конкурсе стыдно не было, а победившие «Финник» Дениса Чернова и «Кощей. Похититель невест» Романа Артемьева, мне кажется, могли бы быть и на международном рынке конкурентоспособны. Особенно рост заметен в истории про Кащея, которая после неудачной первой серии поменялась кардинально, стала куда увлекательнее и смешнее.

Засим прощаюсь, следующие блоги будут о зарубежных фестивалях. Оставайтесь с нами!

Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ