В этом году XXVIII Открытый российский фестиваль анимационного кино прошел в Суздале с 15 по 20 марта. Суздальский фестиваль - самый любимый отечественными аниматорами, поскольку сейчас это единственная возможность для сообщества собраться на несколько дней вместе из разных городов, посмотреть, что новое появилось, неформально обсудить важное, познакомиться с молодыми, а для студентов – с мастерами. Вот почему сюда так стремится вся анимационная тусовка, а студенты готовы ночевать вповалку у кого-нибудь на коврике, лишь бы попасть в этот волшебный круг, услышать реакцию зала на свое кино, узнать мнение о нем мастеров и ровесников. В нынешние темные времена даже сама возможность просто увидеться и обняться ценится очень высоко, поэтому все счастливы, что «Суздаль» по-прежнему жив, и тем более тревожно, что в этом году уже не в первый раз стал заметен кризис отбора и особенно явно – экспертный кризис жюри.
Может быть помните, что несколько лет назад был большой скандал вокруг отбора в конкурс студенческих фильмов. Тогда как раз только проявился первый мощный анимационный курс в Школе дизайна Высшей школы экономики, восхитивший тех, кому удалось эти фильмы увидеть, современным дизайном, новыми темами, стремительной, не зажатой консервативными правилами анимацией. Но в конкурсе Суздаля этих фильмов не оказалось. Когда журналисты спрашивали: «А где же фильмы Вышки?», им отвечали: «Нет такой школы». Теперь фильмы из Вышки всегда есть в конкурсе, но другие новые школы по-прежнему в него не попадают. Преподаватели Ростовского-на-Дону филиала ВГИК жаловались, что ни одного их студента не взяли, да и вообще никого из региональных школ (а мы знаем, что их стало много). Меня это очень огорчает, понятно, что появление в конкурсе хоть одного студента из небольшой школы, стало бы хорошим стимулом для его однокашников. В сущности, поиск новых имен – это важная часть политики фестиваля, так большие мировые смотры берут в конкурс даже не самые изощренные фильмы из неанимационных стран, расширяя кругозор авторов, раньше не бывавших на фестивалях, и давая им шанс.
Второй вопрос к отбору можно считать моим личным, но мне он кажется существенным. Мы с коллегами уже несколько лет ведем интенсив – школу документальной анимации на фестивале «Рудник». Фильмы эти делаются за короткое время, авторы выбирают для них наиболее экономные решения, часто парадоксальные, экспериментальные, но главное, что это сильные личные истории, важный человеческий документ. Фильмы, которые много значат для их авторов и тех, кто их смотрит - мы это знаем, поскольку не раз показывали программу школы в России и за рубежом. Так вот из тех фильмов, которые в этом году подавали участники ШДА в программу Суздаля, в конкурсную программу не попал ни один. Даже фильм Нади Щербаковой «Труднопроизносимое», получивший на «Кинопробе» приз за лучший анимационный фильм и приз редакции журнала «Сеанс» в анимационном проекте «Высшие формы». Правда, шесть фильмов с «Рудника» показали онлайн во внеконкурсной студенческой программе «АнимаДок», но, зная фестивальное расписание, понимаю, что их мало кто видел, да и режиссеров на фестивале не было. Я слышала объяснение, что, мол, студенческих фильмов стало очень много, поэтому в конкурс многое не попадает, но объяснение это не работает, как минимум потому, что студенческий конкурс в этом году был слабоват. Я думаю, что причина не в изобилии студенческих фильмов и даже не в том, что «нет такой школы», а в традиционном страхе отечественной анимации пред сильным и болезненным личным высказыванием, в привычке к лакировке, к миленькому кино, которое часто насаждается в наших классических школах. Так что я воспользуюсь возможностью тут рассказать про внеконкурсные фильмы из ШДА, раз уж Суздальский фестиваль не взял их в студенческий конкурс.
Во-первых, «Труднопроизносимое» Надежды Щербаковой, которое я упоминала. Надя профессиональный художник, сейчас учится в УрГАХУ, на «Рудник» приехала после второго курса. Надя заикается, и в своем фильме она хотела показать, каково это жить с логоневрозом, как мучительно застревать на каждом звуке, когда хочется говорить, как невыносимо, что собеседники не имеют терпения дослушать тебя и пытаются либо закончить сами твою речь, либо начинают бессмысленно успокаивать. Честно говоря, благодаря Наде, я впервые задумалась о том, каково жить людям с такой проблемой и пообещала себе быть терпеливее и внимательнее. Надя работала в смешанной технике, главным образом с коллажом-перекладкой из фигур простых форм, нарезанных из детских наборов цветной бумаги. Для рассказа о трудностях, которые испытывает человек с логоневрозом, она искала внятные визуальные метафоры и, по-моему, это получилось очень здорово, фигуры, рассыпающиеся на мелкие детали, как речь на звуки – давали отличный образ. Вообще, Надя выбрала не самый простой ход и, конечно, не было шансов завершить фильм за полторы недели интенсива, но главное было сделано, так что она смогла быстро закончить кино в Екатеринбурге и я горжусь ее работой, которая теперь достойна любого фестиваля.