И когда я начала снимать свой дебют на Союзмультфильме, я подумала: ну ладно, я два месяца снимала диплом, сейчас я за три месяца быстренько сниму. А это растянулось еще больше. Чем старше я становлюсь, тем выше у меня к себе требования и все сложнее им соответствовать. Этот фильм я снимала 9 месяцев.
Действительно, когда вы закончили в Бецалеле учиться, вы собирались в Израиле оставаться? А когда вам Союзмультфильм предложил как победителю, студенческого конкурса в Суздале снимать у них дебют, вы из-за этого решили вернуться?
- Это было одной из причин. Правда, окончательным решением было открытие курсов Михаила Алдашина. Правда, в результате, с курсами у меня не сложилось, но в Москве мне было хорошо, и я решила остаться. На Кроке, когда я там была с "Белым Золотом", я познакомилась с Васей Чирковым. Вася позвал меня в гости на студию. Спустя несколько месяцев я снова была в Москве. Была зима, я приехала на студию "Пчела" где у Юры Богуславского шел второй год производства "Кораблей прошлых лет". Юра сказал роковую фразу: "Ну вот, денег на метро нет, мы на велосипеде сюда приезжаем. Не очень долго, минут 40... на еду тоже денег нет, питаемся овсянкой". И я подумала: "Ого, эти люди живут искусством, я тоже так хочу!" и накаркала себе судьбу.
Но вы же все время берете какие-то проекты, вы же зарабатываете своей профессией?
- Периодически зарабатываю, а иногда приходится пользоваться помощью родителей. Например, из-за того, что производство фильма на СМФ очень растянулось, я какое-то время была совсем без денег. В этот период одна из халтур, которую я делала – ролик на 45-летие тренера по хоккею, где дети читают ему стихотворение и поют песню. Приятно работать над подарком хорошему человеку, но, как мне и предсказывали в качестве черной шутки, спустя год, переделанная песня про Чебурашку снова заиграла в моей голове. Это произошло во время глубокого курса медитации: "С днем рождения поздравляем и желаем победных голов". Больше такие работы не беру.
Теперь о последнем фильме. Он выглядит очень обобщенно-метафорическим и я не совсем понимаю, что означает его финал, но знаю, что это связано с каким-то личным опытом.
- Я всю жизнь была приверженцем искреннего, личного искусства. Мультфильмы, которые я делала до этого, - интерпретация моих внутренних переживаний. В какой-то момент мне пришла в голову идея "Белоснежья", и я подумала: "О нет, я буду снимать философское занудство, какой ужас". В начале мне представилось так: в одной комнате есть глиняный человек, который все пачкает. Из ящика ему достаются инструменты, которые помогают ему отмыть грязь. Придя в отчаяние от собственной беспомощности, он размазывает себя по стенам. После этого переезд камеры, и зритель видит, что в соседней комнате другой такой же персонаж разрисовал собой все стены. Я решилась на этот проект отчасти потому, что метафора о ящике, который выдвигается и предлагает тебе все, что у тебя в голове, помогает мне самой, когда в жизни происходят какие-то трудные ситуации. Иногда я говорю себе: Ира, ты же понимаешь, что все, что появится в ящике зависит от твоей реакции на происходящее.
То есть не мир откликается на нашу потребность в чем-то, а мы сами и есть этот ящик?
Я буддист, я много медитирую. В моем миропонимании абсолютно все, что с нами происходит - результат наших собственных мыслей. Но, конечно, я рада, что фильм открыт для разных интерпретаций. Для меня первая комната в "Белоснежье" – это то, как я себя ощущала раньше, а вторая – это то, к чему я стремлюсь, как хочу себя ощущать.
Когда пришла в голову эта идея, мне было очень важно соединить общее с личным. Я испугалась, что у меня не получится сделать выразительного персонажа. Ведь он без отличительных признаков, непонятно кто он, но мне было важно простроить сопереживание к герою. Мне кажется, это то, чего не хватает очень многим философским фильмам. Ты смотришь отстраненно: а, вот, автор хотел сказать вот это! Я хотела пробить эту стену, сделать кино, которое с одной стороны будет философское, а с другой стороны личное и эмоциональное.
Герой сам очень симпатичен в том как он двигается, реагирует, в этом смысле там есть конкретность, поэтому персонажу безусловно сопереживаешь, но история не до конца понятна. Я вот думала, что он из одной камеры попал в другую, пусть даже разноцветную. После ваших объяснений я понимаю, что вы имели в виду, но в фильме для меня это не было очевидно.
- У меня еще был вариант с совершенно другим финалом, который я поменяла в самом конце. Две минуты анимации, полностью отснятые и смонтированные, отправились в небытие. Я смеюсь, что мой мультфильм до обрезания длился 7.40.
Вижу, что еврейская тема продолжается. Я думаю, ваши израильские однокашники завидуют вашей творческой биографии, поскольку у них меньше возможностей.
- Да, но я недавно узнала, что одна моя одногруппница получила финансирование во Франции, другая в Анси победила на питчинге и тоже делает во Франции фильм. Те, кто хотят делать фильмы, уезжают.