Иногда я говорю себе: "Ира, ты же понимаешь, что из ящика появится то, что у тебя в голове"
Разговоры с дебютантами:
Ирина Эльшанская
автор: Дина Годер
Блог Большого фестиваля мультфильмов
фотография: Софья Анцупова
С Ирой Эльшанской мы познакомились в 2014-м на Кроке, куда она приехала как студентка Иерусалимской академии искусств «Бецалель». Это не редкая история, когда наши соотечественники, эмигрировавшие когда-то или не так давно уехавшие учиться за границу, впервые входят в российскую анимационную среду как иностранцы, приезжая на отечественные фестивали. На «Кроке» Ира показывала свой курсовой фильм-этюд «Белое золото» с глиняной анимацией –грубоватой, сырой и очень выразительной. В следующий раз Ира приехала уже с дипломной работой – лирической историей о взаимоотношениях с отцом «Теплый снег», где одним из материалов тоже была глина. В «Теплом снеге» очень чувствовалась личная история, кроме того героев озвучивали сами Ира и ее папа, и те, кто их знал, сразу узнавали персонажей. История была о московском детстве и юности - со снегом из сахара, типовым видом спального района из окна и телевизором, бормочущем что-то знакомое. Но ничего специально российского в фильме не было – он много поездил по фестивалям и получил немало иностранных призов. В Суздале в 2015-м «Теплый снег» получил приз за лучший студенческий фильм и в качестве дополнительной награды возрождающийся Союзмультфильм пригласил лауреатку к себе снять дебютное авторское кино. И Ира, до того планировавшая оставаться жить и работать в Израиле, вернулась в Москву. Ее дебют «Белоснежье» показали на Суздальском фестивале в 2018-м году – метафорическое кино о глиняном человеке в белоснежной комнате без дверей. Человек был измучен тем, что пачкает все вокруг, а когда в отчаянье пробивал стену, обнаруживал там другую комнату, где такой же человечек не пытался оттереть грязь, а наоборот, рисовал на стенах яркие картины. «Белоснежье» тоже активно двинулось по фестивалям и стало получать призы. В частности, в Суздале он получил диплом в дебютной категории и на БФМ - третье место среди российских премьер. Меж тем от Иры постоянно приходили новости: она пускалась в самые разнообразные проекты, делала какую-то кукольную передачу для кабельного телевидения, снимала сериалы, образовательные фильмы, участвовала в конкурсах и постоянно фонтанировала идеями. Обо всем этом мы и поговорили.
- Я начала заниматься скульптурой в 8 лет. Я училась в еврейской школе и там был такой преподаватель Марат Рувимович Бабин, он был чудесный человек и не сюсюкался с детьми. Он не задавал никогда никаких рамок, дети просто творили, а он пытался вести. Он в меня очень верил. А еще в школе у нас был видеотехнологический класс и я занималась монтажом, съемкой видео - я это дико любила, сидела в монтажной до середины ночи. В конце школы у меня было много стенаний: кем же я хочу быть? И после окончания первого курса текстильного университета, где я училась на художника по тканям (это было очень скучно), я вдруг подумала: я люблю лепить и рисовать, снимать видео и монтировать, почему бы мне не заняться анимацией? Я хочу заняться анимацией, о боже, я хочу заняться анимацией! Это стало очевидно в одну секунду и невероятно как поздно это ко мне пришло. Я стала искать студентов, которые учатся анимации, чтобы понять, где же я хочу учиться. Про ВГИК не очень хорошо отзывались, в ШАР не было набора в тот год, и, так как была сильная связь с еврейской общиной, я узнала, что анимации учат в иерусалимской академии Бецалель. Так что в конце второго курса текстильного я бросила все и поехала учиться в Израиль. Там я училась в Бецалеле на факультете экранных искусств по комплексной специальности «анимация», где учат режиссеров, художников и мультипликаторов.

Те фильмы, которые вы снимали, когда учились , они были продолжением вашей школьной работы с глиной?

- У нас на первом году обучения можно было работать в любой технике - курсовая у меня в перекладке. На втором курсе мы все обязательно делаем рисованное кино.
- А на первом семестре третьего курса, преподаватель Рони Орен хотел нас раскрыть. Он очень любит экспериментальную анимацию. Каждую неделю нам надо было выбрать новую технику и сделать шесть секунд анимации. В самом конце семестра я решила попробовать глину. С первого упражнения я почувствовала, что нашла себя. Во втором семестре надо было сделать аж две работы – музыкальную и игровую, и я сделала два глиняных мультфильма. Первый, музыкальный мультфильм, минутный, я сняла за полтора вечера. Он всем очень понравился, даже Рони говорил: давай будем ее отправлять на фестивали. Хотя в Бецалеле обычно только дипломников отправляют. Но в "Безымянном" у меня не было прав на музыку, поэтому мы не смогли рассылать.

- Для второго фильма, про корову, нужна была сверх реалистичная анимация. Первый месяц делаю, второй – ничего не получается, мне все не нравится. Потом я стала работать очень четко, используя экспозиционные листы. Всю анимацию, которая есть в фильме, я сняла за два с половиной дня. Целую ночь перед показом монтировала. Поставила рендер с утра, когда ехала в Бецалель, в иерусалимском трамвае, надеясь, что он не случится, и не придется показывать этот ужас. Но фильм понравился! И его даже стали рассылать по фестивалям.

- Это был тот фильм, с которым вы впервые были на Кроке в 2014 году?
«Белое золото»
Да. И было логично, что диплом я тоже буду делать из глины. И я решила: вот я сейчас за недельку все сниму, я ж так быстро снимаю анимацию. Но в результате эти съемки растянулись на два месяца.

«Теплый снег»
И когда я начала снимать свой дебют на Союзмультфильме, я подумала: ну ладно, я два месяца снимала диплом, сейчас я за три месяца быстренько сниму. А это растянулось еще больше. Чем старше я становлюсь, тем выше у меня к себе требования и все сложнее им соответствовать. Этот фильм я снимала 9 месяцев.

Действительно, когда вы закончили в Бецалеле учиться, вы собирались в Израиле оставаться? А когда вам Союзмультфильм предложил как победителю, студенческого конкурса в Суздале снимать у них дебют, вы из-за этого решили вернуться?

- Это было одной из причин. Правда, окончательным решением было открытие курсов Михаила Алдашина. Правда, в результате, с курсами у меня не сложилось, но в Москве мне было хорошо, и я решила остаться. На Кроке, когда я там была с "Белым Золотом", я познакомилась с Васей Чирковым. Вася позвал меня в гости на студию. Спустя несколько месяцев я снова была в Москве. Была зима, я приехала на студию "Пчела" где у Юры Богуславского шел второй год производства "Кораблей прошлых лет". Юра сказал роковую фразу: "Ну вот, денег на метро нет, мы на велосипеде сюда приезжаем. Не очень долго, минут 40... на еду тоже денег нет, питаемся овсянкой". И я подумала: "Ого, эти люди живут искусством, я тоже так хочу!" и накаркала себе судьбу.

Но вы же все время берете какие-то проекты, вы же зарабатываете своей профессией?

- Периодически зарабатываю, а иногда приходится пользоваться помощью родителей. Например, из-за того, что производство фильма на СМФ очень растянулось, я какое-то время была совсем без денег. В этот период одна из халтур, которую я делала – ролик на 45-летие тренера по хоккею, где дети читают ему стихотворение и поют песню. Приятно работать над подарком хорошему человеку, но, как мне и предсказывали в качестве черной шутки, спустя год, переделанная песня про Чебурашку снова заиграла в моей голове. Это произошло во время глубокого курса медитации: "С днем рождения поздравляем и желаем победных голов". Больше такие работы не беру.

Теперь о последнем фильме. Он выглядит очень обобщенно-метафорическим и я не совсем понимаю, что означает его финал, но знаю, что это связано с каким-то личным опытом.

- Я всю жизнь была приверженцем искреннего, личного искусства. Мультфильмы, которые я делала до этого, - интерпретация моих внутренних переживаний. В какой-то момент мне пришла в голову идея "Белоснежья", и я подумала: "О нет, я буду снимать философское занудство, какой ужас". В начале мне представилось так: в одной комнате есть глиняный человек, который все пачкает. Из ящика ему достаются инструменты, которые помогают ему отмыть грязь. Придя в отчаяние от собственной беспомощности, он размазывает себя по стенам. После этого переезд камеры, и зритель видит, что в соседней комнате другой такой же персонаж разрисовал собой все стены. Я решилась на этот проект отчасти потому, что метафора о ящике, который выдвигается и предлагает тебе все, что у тебя в голове, помогает мне самой, когда в жизни происходят какие-то трудные ситуации. Иногда я говорю себе: Ира, ты же понимаешь, что все, что появится в ящике зависит от твоей реакции на происходящее.

То есть не мир откликается на нашу потребность в чем-то, а мы сами и есть этот ящик?

Я буддист, я много медитирую. В моем миропонимании абсолютно все, что с нами происходит - результат наших собственных мыслей. Но, конечно, я рада, что фильм открыт для разных интерпретаций. Для меня первая комната в "Белоснежье" – это то, как я себя ощущала раньше, а вторая – это то, к чему я стремлюсь, как хочу себя ощущать.

Когда пришла в голову эта идея, мне было очень важно соединить общее с личным. Я испугалась, что у меня не получится сделать выразительного персонажа. Ведь он без отличительных признаков, непонятно кто он, но мне было важно простроить сопереживание к герою. Мне кажется, это то, чего не хватает очень многим философским фильмам. Ты смотришь отстраненно: а, вот, автор хотел сказать вот это! Я хотела пробить эту стену, сделать кино, которое с одной стороны будет философское, а с другой стороны личное и эмоциональное.

Герой сам очень симпатичен в том как он двигается, реагирует, в этом смысле там есть конкретность, поэтому персонажу безусловно сопереживаешь, но история не до конца понятна. Я вот думала, что он из одной камеры попал в другую, пусть даже разноцветную. После ваших объяснений я понимаю, что вы имели в виду, но в фильме для меня это не было очевидно.

- У меня еще был вариант с совершенно другим финалом, который я поменяла в самом конце. Две минуты анимации, полностью отснятые и смонтированные, отправились в небытие. Я смеюсь, что мой мультфильм до обрезания длился 7.40.

Вижу, что еврейская тема продолжается. Я думаю, ваши израильские однокашники завидуют вашей творческой биографии, поскольку у них меньше возможностей.

- Да, но я недавно узнала, что одна моя одногруппница получила финансирование во Франции, другая в Анси победила на питчинге и тоже делает во Франции фильм. Те, кто хотят делать фильмы, уезжают.

Вы ведь и после авторского фильма с Союзмультфильмом не расстались?

- Нет. Я пошла работать на сериал "Оранжевая корова", было очень интересно работать в большом, дружном, творческом коллективе.

Расскажите, что произошло со времени последнего Суздаля, где показывали "Белоснежье"?

- Это был очень интересный, непростой, разнообразный год. В январе я за две недели сделала мультфильм "Интервью" к конкурсу "Зиме дорогу". После тяжелого и долгого "Белоснежья" "Интервью" делалось с легкостью, удовольствием, на одном дыхании. Я написала сценарий за десять минут, записала озвучку на веб камеру и приступила к работе. Мне даже повезло и я выиграла конкурс.

Что это за конкурс?

- Он направлен на популяризацию катания на велосипеде зимой, его проводила команда Let's bike it. За четыре года, кстати, для него много отличных мультфильмов сделали. Приз был 1000 евро и участие в «Бессонице».
- После этого я сделала еще один экспресс мультфильм - подарок на юбилей одному другу по заказу его жены. Мне очень понравилось соединять факты, рассказанные Аней о Мише в абсурдный сценарий. Мультфильм должен был быть длительностью одну минуту, а получился две. Поэтому я бежала без оглядки, а, в конце, ближе к юбилею, пришлось даже просить друзей о помощи.
- Сразу после этого я участвовала как со-сценарист и режиссер в мультфильме про Виктора Франкла по заказу Московского Института Психоанализа - "Будущее Логотерапии". Самое интересное - это была команда профессионалов.

На протяжении всего проекта было ощущение поддержки и слаженности.
Ну а как работа в команде «Оранжевой коровы»?

- Сначала было нелегко. Совершенно новый опыт, не смотря на то, что я уже делала аниматики для сериалов, рука была "не набита", в особенности, когда надо подстроиться под существующий стиль, сильно отличающийся от того, что я привыкла делать. Первые полтора месяца я бесконечно переделывала и все время чувствовала, что все еще плохо. В какой-то момент я почти сдалась, но наши художественные руководители и коллеги были терпеливы и поддерживали меня, а природное упрямство помогло перерасти себя. Я чувствую, что профессионал внутри меня окреп и зашагал уверенно. Сейчас в производстве моя вторая серия, а первая, «Папины Помощники», уже в сети.
Значит, будете продолжать снимать «Оранжевую корову»?

- Cразу, как доделаю вторую серию, ухожу на новый проект, как художественный руководитель и креативный продюсер. Много лет назад, до того, как я начала заниматься анимацией, я посвящала большую часть жизни благотворительности: координировала волонтерскую службу, в рамках которой мы делали всякие мероприятия, сборы средств и благотворительные аукционы. А потом, когда в моей жизни появилась анимация, количество времени, которое я уделяла благотворительности практически сошло на нет, но мне этого очень не хватало. Я всегда с восторгом смотрела на проект «Летающие звери» в Петербурге. Даже сделала для них один аниматик.

Прошлым летом я окончательно сформулировала, чем хотела бы заниматься в жизни: быть художественным руководителем, желательно, сериального проекта, часть выручки которого шла бы на благотворительность и, в идеале, чтобы там была социальная составляющая. Правда, я ничего конкретного не предпринимала, чтобы осуществить эту идею. Вдруг, осенью, из ниоткуда (точнее через друзей друзей), появился человек, который хочет делать именно такой сериал. Я расцениваю это как чудо, и у меня очень много мотивации и вдохновения. Я приложу все силы, чтобы у нас получилось то, что мы задумали. А еще, я бы хотела использовать возможность и кинуть в анимационный мир сообщение о том, что на этот проект мы очень ищем суперталантливого художника-постановщика, а, в последствии, нам понадобятся и ассистенты художника, и аниматоры и так далее, поэтому имейте меня в виду. Волнуюсь, конечно, но чувствую, что все сложится.
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Блог БФМ