– Параллельно с обычной школой мама меня водила в художественную школу, и там родители увидели объявление, что идет набор в детскую анимационную студию при ВГИКе. Мама меня спросила: «Хочешь делать анимацию?», я удивилась, что анимацию можно не только смотреть, но и делать. Как-то не приходило в голову, что кто-то ее делает – это такое волшебство. И мы пошли. Это были времена, когда во ВГИКе разрешено было курить. Там был столб дыма, мы пробирались сквозь этот дым на четвертый этаж, где нам выделили аудиторию. В студии мы не только делали анимацию, мы видели людей, которые делали мультфильмы. И люди эти очень отличались от тех, которые нас окружали. Наверное, это была богема. Марина Курчевская мое воображение поразила напрочь: ее красные губы, и молодой мужчина с ней – завораживали. Она была яркая, она странно говорила, с ее «р» особенной, и она так себя вела уверенно, она была очень красивой. И конечно, ее подход, такой простой: «Как мы делали кукол? Да просто, жуешь хлеб, потом туда клей вмазываешь». Еще приходила Аида Петровна Зябликова, больше всего с нами времени занимался Трофимов, такой художник и режиссер, он умер, к сожалению. Он с нами говорил так серьезно про наши детские проблемы, очень уважая нас. В общем, это было то, ради чего я вставала утром, потому что в школе меня тошнило целый день, я себя заставляла…
Вы не любили обычную школу?
– Хотя у меня была очень хорошая школа в Долгопрудном, где мы жили, гимназия с уклонами всякими, хорошие учителя, они все ко мне хорошо относились. Но литературу я могла пережить, еще уроки рисования и труда, а все остальное было невыносимо. Неделя была такая: три дня художки, это меня поддерживало, а в субботу - ВГИК и мультипликация - вот несколько вещей, благодаря которым я день могла простоять. Чтобы побыстрее закончить школу, я экстерном быстренько за год сдала экзамены за десятый-одиннадцатый класс, тогда этот кошмар закончился. И потом мы стали спрашивать, куда же поступать, что делать дальше. Мои родители такие советские инженеры, но они очень хотели бы, чтобы дети занимались искусством, и они нас с сестрой пихали и в музыкалку, и в художку, а моя сестра танцевала. Я думаю, что они сами хотели заниматься искусством. Наверное, мама была бы художником, если бы не советские годы. Мама очень творческая, ее этот мир очень завораживал. И вот Марина Курчевская подсказала, что во ВГИК сразу никто не может поступить, тем более на художественный, это надо классическую школу пройти, а вот училище девятьсот пятого года хорошее, идите туда. В первый год я не поступила, на второй год тоже и тут папа сказал: «Все равно, иди на платный, все будет хорошо, мы тебя всем обеспечим, лишь бы ты занималась», и я поступила на театрально-декорационный. Но деньги, которые папа платил, мне каждый год уменьшали потому что там было правило: если хорошо учишься, то снижают – в конце я уже бесплатно училась. Мне все время было перед папой неудобно, это тоже, наверное, один из стимулов, почему нужно было много работать. И там у меня был прекрасный мастер Виктор Архипов. Нас учили не просто декорации делать, там учили читать пьесы, разбирать драматургию, искать концепцию, образ, который выражает все. И мне кажется, что это очень хороший навык был. Мы сами себя представляли режиссерами, как бы мы разыграли этот спектакль. И нам никогда не нужно было думать, будут ли эти декорации когда-нибудь на сцене, можно ли их вообще воплотить. Это совершенно нам было не интересно. Мы их называли «Спектакли, которые не отбрасывают тени».
А вам не хотелось после этого стать театральным художником?
– Хотелось. Но нам говорили «Это не женское дело, не получится». Говорили, что нужно разбираться в материалах, нужно, чтобы актеры не падали, нужно самой уметь и таскать, и колотить, ездить по разным городам. А теперь я в анимации тем же самым занимаюсь, только здесь я вообще все делаю. Все могу придумать и все эти миры построить, они у меня сейчас тень отбрасывают. Так что нет, хорошо, что тогда не сложилось. Но когда я была на втором курсе, в 2003-м, Никита родился.
Вам не было и девятнадцати. Вы жили семьей?
– С мужем? Нас поженили. Когда мы стояли с мамой в ванной с тестом на руках, она сказала: «Вам нужно пожениться». А у меня прямо в этот день, с этим тестом, пропала вся любовь к Васе. И я говорю: «Я не хочу». Она говорит: «Нет, Дина, так нельзя. Незамужняя женщина с ребенком это совсем не то что замужняя женщина с ребенком». Ну, она так воспитана. Родители вообще не представляли, что можно разводиться, развод – это что-то страшное. Муж был студентом тоже, он только поступил, когда мы начали встречаться. И в той же ванной, в том же шоковом состоянии мама говорит: «Ну ты только обязательно продолжай учиться, мы возьмем все на себя, ты ни о чем не волнуйся». И это был договор, как будто мы подписали с ней такое соглашение, что ребенок – это самая главная ценность, но и образование тоже была большая ценность. Я училась во время беременности до самого-самого конца, потом родила, потом два месяца я была дома, потом переехали к Васиной маме, они жили на Шаболовской, очень близко от училища, и там я смогла уже ездить в училище, и оставлять молоко, и свекровь ходила тоже с Никитой два месяца, она мне очень помогла. Потом мы снова вернулись в Долгопрудный, и я все время оставляла молоко, и ездила в электричке в училище, очень далеко, и возвращалась с маститом, с каменной грудью, с температурой. Так до семи месяцев я его пыталась кормить, конечно была уже не совсем та учеба, которой бы хотелось… Но зато, когда я диплом делала, мне разрешили все время потратить только на диплом. Это был «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта, кстати забавно, что это тоже история про женщину и ребенка.
И вы чувствовали какое-то сродство с этой историей?
– Я, честно, не помню, почему я ее взяла. Ну, она немножко похожа на «Кукушку», на самом деле. Она бежит, тоже такие просторы. Не знаю, может когда-нибудь, когда закончатся идеи, возьму ее для фильма.
Надеюсь, что этого не произойдет. Вы закончили училище и думали поступать в институт?
– У меня был перерыв в один год и я поработала на киностудии «Анимафильм». И там же мы встретились с режиссером Ильей Панкратовым, я для него сделала декорации к фильму «Детство Королева» на студии «Крыша» - нам выделили маленький бюджет, в нас поверили.