Ехала я на фестиваль, уже имея своих фаворитов, которых видела раньше, и для меня все они заведомо претендовали на главный приз – «Митина любовь» Светы Филипповой, «Пять минут до моря» Наташи Мирзоян и «Лола живая картошка» Лени Шмелькова. Меня это заранее ужасно смущало, поскольку ясно было, что ставить их на разные ступеньки пьедестала как-то глупо, но с другой стороны, думала я, – все это игра и в конце концов важно увидеть лучших, а не цацки. К тому же было подозрение, что фаворитов окажется еще больше – ожидался новый фильм Дины Великовской, о котором много говорили заранее, поскольку он был сделан в инновационной технологии рисования в объеме 3D ручкой, то есть как бы объединял любимую Динину кукольную технологию и рисованную анимацию, которой она тоже занималась. Так все и вышло.
Вообще, надо сказать, в этом году в программе фестиваля фавориты были настолько очевидны, что споров о них не было, зато следующих за ними просто хороших фильмов было не так много, как хотелось бы. И тем, кто потом будет судить о фестивале этого года по призерам, ситуация будет казаться куда благополучнее, чем она была в реальности – конкурс был полон слабых фильмов, которых было бы лучше и вовсе не показывать. Впрочем, в этом году было так много претензий к селекции, что про это надо бы рассказать отдельно. И не сейчас.
В результате Гран-при мы отдали фильму «Узы» Дины Великовской и, не потому, что он был лучше других наших фаворитов, а потому, что среди лучших фильмов для многих из нас он стал самым свежим и острым впечатлением. Вообще меня совершенно поражает, как Дина строит свое кино из своей жизни, каждый раз находя новый язык для того, чтобы рассказать нам о том, что с ней происходит. И это, на мой взгляд, говорит не только о возможности художника преодолеть свою человеческую закрытость через искусство, но и том, как идет прорабатывание в процессе съемки собственных жизненных трудностей – очень важная вещь, в частности, для док анимации, которая меня интересует. В фильме «Узы» у девушки, уезжавшей от своих пожилых родителей, связь с ними была настолько материальной, что чем дальше от них героиня оказывалась, тем больше вытягивалась нить, распуская родной дом и самих близких, словно вязание. Технология рисования 3D смотрелась в этом сюжете так органично, будто была создана для него – сквозное рисование одной линией давало истории быстроту и воздух, в то же время эта линия была материальной нитью. Финал фильма был на удивление легким и радостным – это было освобождение, родные отпускали друг друга. И, помня тревогу и мучительность предыдущего Дининого фильма «Кукушка», мы не могли не понять, что и Дина сейчас находится на каком-то новом, более свободном и счастливом этапе своей жизни.