Анонс Загреба.
Штудируем программу!

Кажется уже в третий раз дела мои складываются так, что я еду подряд на фестивали в Загреб и Анси, благо они всегда координируют свое расписание так, что между ними как раз есть один день, чтобы переехать. В этом году, правда, на Анимафест в Загреб я еду не журналистом, а членом жюри полнометражной программы. В команде со мной будут хорватский режиссер экспериментального кино Далибор Барич и американский продюсер, аниматор и режиссер Фрэнк Гладстон. Ни одного из них я не знаю, но надеюсь, что они окажутся симпатичными людьми и мы найдем общий язык. А вообще в жюри этого года (короткометражном и студенческом) много прекрасных и талантливых людей, включая знакомых: Никиту Дьякура, Васко Са, Бориса Лаббе, Кси Чена, Михаэлу Мюллер, а в короткометражном жюри еще будет знаменитая Рут Лингфорд, фильмы которой я люблю.

Кстати, именно Михаэла Мюллер сделала загребский имиджевый ролик этого года в своей фирменной технике живописи на стекле и с волшебной атмосферой ночного леса, полного загадочных животных, вылетающих из шляпы человека (это маскот Анимафеста), и отсылающей к ночным кинопоказам на природе.

Официальный трейлер фестиваля ANIMAFEST ZAGREB 2019, реж. Michaela Müller
И все же я очень надеюсь, что несмотря на обязанности жюриста, мне удастся посмотреть все интересное, что нам приготовил Анимафест и его артдиректор Дэниел Шульич. Так что расскажу, что будет в программе, чего я из этого особенно жду и куда буду стремиться.

Начнем с главного: короткометражной программы, ее я не пропускаю никогда. В ней 6 подборок, а в них несколько фильмов режиссеров, от которых я жду интересного: трехминутная короткометражка Will Anderson – Where's the Butter, Betty? Экспериментальная работа Moïa Jobin-Paré – Sans objets, фильм всегда снимающего о себе Thomas Renoldner – DONT KNOW WHAT? Фильм A Double Life – остроумных Studio Job, Joris & Marieke, картина Kids – парадоксалиста Michael Frei, от которого я давно жду чего-нибудь нового, Acid Rain режиссера Tomek Popakul, сочиняющего загадочные, полуфантастические истории о взаимоотношениях. Per tutta la vita живописного и склонного с символизму Roberto Catani, новые фильмы звезд: Regina Pessoa – Uncle Thomas, Accounting for the Days, Phil Mulloy – In the Future, Jonathan Hodgson – Roughhouse (уже наполучавший призов). А из наших в конкурсной программе Наташа Мирзоян с чудесным фильмом «Пять минут до моря», ну и The Opposites Game двух американских режиссеров Lisa LaBracio и Anna Samo (которую мы знаем, как Аню Самойлович). Наверняка среди тех режиссеров, которых я не знаю, тоже будет много интересного – уж очень эффектные картинки и описания.
Трейлер фильма SANS OBJETS, реж. Moïa Jobin-Paré
Во внеконкурсной программе, которая тут называется «Мировая панорама» (3 подборки), тоже много интересного и она сразу демонстрирует, насколько различен подход к отбору в Загребе и Анси (фестивальным зрителем от этого только польза): например, сюда попал фильм «Bloeistraat 11» Nienke Deutz, получивший в прошлом году в Анси Гран при. В панораме будет фильм Movements мечтательной Dahee Jeong, The Entire History of Japanese Animation в примитивистской анимации Peter Millard, Still Alive австралийца Dennis Tupicoff, Edge экспериментатора и абстракциониста Steven Subotnick, Mr. Mare талантливой венгерки Luca Tóth, фильм Around the Stairway швейцарского коллектива Die Wimmelgruppe, включающего, например Жоржа Швицгебеля (по картинке очень на него похоже), Linz Delight - Maya Yonesho (с которой я однажды работала в жюри Крока), кукольный фильм Winter in the Rainforest одаренной Anu-Laura Tuttelberg, за которой я слежу в соцсетях и давно хочу увидеть кукол, которых она снимала прямо в джунглях Перу. Еще из ожидаемого - Court Sketch Artist ироничного Jochen Kuhn и «Кохання» режиссера и художника из Днепра Никиты Лыськова, с которым я давно собираюсь познакомиться.
Трейлер фильма WINTER IN RAINFOREST, реж. Anu-Laura Tuttelberg
В студенческом конкурсе 4 подборки, там все интригует, поскольку именно из этих программ обычно приходят новые звезды. Из России в студенческой программе только «Ручной» Кати Михеевой из Вышки.

Еще есть детская программа – 4 подборки, разделенные по возрастам: 4-7, 7-10, 10-14 и 14+. Честно говоря, я ее обычно пропускаю, разве что, если есть возможность, хожу на программу для старших, там бывает интересное. Кстати, в программе 10-14 я обнаружила фильм Dreamer бывшей москвички Ольги Околеловой, 5 лет назад уехавшей учиться в Монреаль, его было бы любопытно увидеть. И в программе 14+ много хорошего: начиная с «Доброго сердца» нашей Жени Жирковой. Яркий фильм Guaxuma – Nara Normande, который я мечтаю привезти в док программу БФМ, – воспоминание о детской дружбе, (он мне очень понравился в прошлом году в Анси) и повтор из основной программы фильма Режины Пессоа.

Далее – программа VR, которая с этого года конкурсная и в Загребе и Анси. Тут 7 фильмов и каждый по-своему необычен. «Обвиняемый № 2 Уолтер Сисулу» французских авторов Николя Шампо, Жиля Порта строит рассказ на звуковых архивах 1963-64 годов, когда шел суд над Нельсоном Манделой и его соратниками по Африканскому национальному конгрессу (Сисулу был одним из них). Черно-белый рисованный фильм погружает нас в эпоху апартеида. EVGENIA308 хорватки Marta Stražičić рисует в 3D фантистические страшные картины мутации насекомых в постакаполиптическую эпоху. Songbird режиссера Lucy Greenwell – тоже мрачная волшебная сказка, сделанная по заказу The Guardian Virtual Reality , интересно, что художественной частью и анимацией в этом фильме занимались известные израильско-датские режиссеры Ури и Михаль Кранот. Еще есть новое музыкальное видео NI LAH, которое сделал всеми нами любимый Теодор Ушев для болгарской группы Kottarashky & the Rain Dogs. Как пишут – это абстрактное исследование на тему возвращения - калейдоскопическая анимация ручной работы в среде 360. Kobold режиссеров из Германии Макса Сакера и Юлии Иссерлис – это ужастик. В VR, когда ты сам погружен в среду, наверное, выглядит особенно страшно. И последнее - Relation • Ship американки из Тайваня Zoey Lin – это фильм, вдохновленный главой «Корабль-призрак» из «Фрагментов речи влюбленного» Ролана Барта (еще указывается влияние работ Делеза, Гваттари и Мерло-Понти), но при этом мы увидим стоп-моушн по персонажам и декорациям отсылающий к морской природе. Интригует.

Центральной темой фестиваля будет большой сюжет «Анимация и изящные искусства» из целых семи подборок. Кстати, там будет «Старик и море» Александра Петрова и «Митина любовь» Светланы Филипповой. В блок включены два полных метра – «Картина» Лагиони и «Мисс Хокусай» японца Кеичи Хара о дочери художника. Мне особенно хочется посмотреть шестую подборку, посвященную ландшафту и архитектуре.

На национальный конкурс хорватских фильмов (2 подборки), я никогда не успеваю, но не особенно горюю – лучшие из хорватских фильмов все равно входят в основной конкурс короткометражек.

Спецпрограмм традиционно несколько. Первая – «Кино для ушей» - это музыкальные видео. Из наших тут Саша Свирский с эффектной «Машиной прогресса» Ka-tet и Oxxxymiron. Отдельная программа будет посвящена лауреатам Европейской анимационной премии. И еще одна спецпрограмма, в последнее время показывающаяся ежегодно (и это всегда очень интересно, хотя кое что из нее бывает и в других программах) представляет «Таланты - 2019», самых одаренных дипломников и дебютантов из центральной и восточной Европы. Для того, чтобы их продвигать теперь создана специальная институция.

Клип «МАШИНА ПРОГРЕССА» Ka-tet feat Oxxxymiron, реж. Саша Свирский
В разделе «Мастера анимации» будет двухчастная ретроспектива Сьюзан Питт – на это я собираюсь сходить. Питт – классик, кино у нее эффектное, провокативное, сюрреалистическое и яркое. К тому же его почти нет в сети. Второй герой «Мастеров» – замечательно остроумный хорватский классик Неделько Драгич, одна из звезд «загребской школы». И третье – подборка хорватской анимации за 1971-й год, когда эта самая «загребская школа» была еще в силе.

Еще я стараюсь смотреть «школьные» подборки - Загреб каждый год выбирает лауреатов специальной премии за лучшую анимационную школу. В этом году победила французская Гоблен (в ее подборке будет фильм Bound, один из режиссеров которого, поехавший учиться во Францию Кирилл Блюменкранц). Я не большой поклонник Гоблена, зато вторая школьная подборка этого года принадлежит отличной английской NFTS (National Film and Television School). Это двухлетняя магистерская программа по анимации, а в ее программе будут любимые фильмы последних лет – «Общая картина» и «Эдмонд».

Страна-гость Загреба в этом году – Португалия, ей посвящены 3 подборки. Там много хорошего, хоть большей частью уже виденного, но на нее я явно не успеваю.

Ну и о полных метрах, которые я неизбежно посмотрю все, чем несколько разгружу себе расписание в Анси. В программе будет три фильма с прошлогоднего Анси. Большой международный проект - анимадок Another Day of Life (режиссеры Raúl de la Fuente, Damian Nenow) о знаменитом польском репортере Рышарде Капущинском по его книге «Еще день жизни» о его поездке в Анголу во время гражданской войны в 1975-м. Взявший приз Анси – Funan (реж. Denis Do) – история камбоджийской девушки во время режима красных кхмеров (мы его показывали на БФМ-2018) и The Wolf House чилийских режиссеров Joaquín Cociña, Cristóbal León. Тогда на фестивале я его не посмотрела, но видно, что визуально он сделан впечатляюще – какие-то невероятные корявые куклы и т.д. Кроме того, в программе отличный венгерский фильм Ruben Brandt, Collector режиссера Milorad Krstić, у нас он уже вышел в прокат под названием «Ограбление по Фрейду». Из совсем неведомого - Buñuel in the Labyrinth of the Turtles, посвященный, как ясно по названию, Бунюэлю (и тому, как в Париже 1930-го года он снимал свой второй фильм) испанского режиссера Salvador Simó, пожалуй, эта картина меня особенно интересует. Ville Neuve - это история воссоединения бывших супругов, как я поняла, канадец Félix Dufour-Laperrière снял этот фильм в одиночку, полностью ручным способом, рисуя тушью на бумаге. Вообще, авторские, одиночные полные метры – очень интересный сегодняшний тренд и всегда любопытно к каким решениям может прийти художник в режиме экономии буквально всего. Еще один одиночный полный метр программы – Away двадцатипятилетнего латышского режиссера-самоучки Gints Zilbalodis - это милая нарядная сказка, как пишут, в духе Миядзаки, но, конечно, то, что парень сделал это совершенно один, впечатляет. Ну и последнее: Aragne: Sign of Vermillion (реж. Saku Sakamoto из Японии), судя по описанию – ужастик
Трейлер фильма AWAY, реж. Gints Zilbalodis
Кроме основной программы будет еще много параллельных событий: программы на открытом воздухе, симпозиум на разные темы, связанные с исследованием современной анимации и ее истории (не буду перечислять темы всех панелей, можно посмотреть на сайте, но много интересного), мастер-классы, презентации книг и выставки (обязательно пойду на выставку Бориса Лаббе). В общем, так много всего, что я уже заранее в панике, сколько придется пропустить интересного. А впереди же еще Анси!
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Блог БФМ