А сколько им было лет, когда ты родилась?
- Маме 42, а папе 59. Поэтому тема стариков - это то, что меня наповал сражает. И я их нарисовала и так запомнила. А потом Миша Алдашин, в то время он был худруком «Союзмультфильма», сказал: «Давай сделаем фильм». Но Миша тогда ушел с СМФ, и я опять на «Петербурге» запустилась, а с Мишей все равно просто так консультировалась. Он мне дельные советы дал.
Если я правильно понимаю, ты с этого момента начала очень активно рисовать. Я видела как ты начинала, у тебя гораздо сильнее стали рисунки.
- Просто когда я была одна, без семьи, у меня было очень много времени. И хотя кажется что я много всего сделала, я много времени зря тратила, ну, например, на компьютерные игры. Раньше могла годами ничего не рисовать. А тут, когда у тебя маленький ребенок, ты оказываешься в ситуации, когда у тебя вообще нет свободного времени. И когда его нету, ты понимаешь, что ты просто не можешь его зря потратить.
Мне все время кажется, что Марика – твоя муза. Плюс в фильме важный детский сюжет, который ты должна теперь чувствовать изнутри.
- Да, да, конечно! Я себя в роли этой мамаши чувствую, я все-таки с позиции Марики этот фильм делала.
А тебе тоже родители говорили «вылезай из моря, согрейся»?
- Нет, я на море первый раз побывала в двадцать пять лет, поэтому нет, абсолютно.
Сам замысел – от подружки, она увидела зарисовки и говорит: «У меня море ассоциируется с такой историей: я сижу на берегу, а мама меня не пускает, у нас такая была с ней игра – пять минут посиди, посохни». И меня тут осенило, что здесь конфликт очень сильный на самом деле: ребенок хочет купаться, а мама нет, и надо делать кино вокруг этого. Потому что просто наброски без конфликта не интересны. Там такая тяга к свободе у этой девочки. Режиссер же такой: ходит везде и у него всегда в фоновом режиме работает программка: как это можно использовать для кино. Даже просто сидим с друзьями, болтаем, но где-то там, в подсознании, программка работает, и тут она – хоп! Подружка сказала, и я сразу схватила. Поэтому надо как можно больше общаться с людьми, очень много всяких идей появляется, а наедине с собой нет.
«Все на продажу» - есть такой фильм у Вайды. А ты как его снимала? У тебя же совсем была маленькая Марика, и вряд ли она так много спала. Что, по ночам?
- Мне помогла красить эти кадрики моя подружка, у которой такая же маленькая девочка на руках. Но потом уже Марика в сад пошла, с двух с половиной лет, и вот за полгода, пока она в садик ходила, мы с подружками достаточно быстро это сделали.
А что там с техникой, расскажи? Там же как-то нестандартно. Что это за бумага и яркие маркеры?
- Да, изначально я рисовала наброски на блестящей фотобумаге. Когда рисуешь маркером по ней, он размазывается, как акварель, и это как масло немножко, такие штрихи видны. А на обычной не видно. Обычная бумага впитывает, а эта отталкивает. Но для анимации она слишком толстая и не просвечивает. И я поехала на завод, мне нарезали за копейки прямо целую стопу мелованной бумажки, тоненькой. Она очень хорошая, просвечивает, но анимацию мы в основном делали на компьютере, тоже покадрово, я это все в квадратики сортировала, распечатывала, потом мы с обратной стороны, через просвет, каждый красили маркерами, потом снова сканировались. Это все выглядит сложно, но благодаря советам того же Миши Алдашина, там вообще нет фонов, абсолютно. Теперь у меня проблема – найти стоп-кадр, который всегда нужен на фестивали! Нет ни одного кадра, который хочется прямо на стену повесить, потому что там все так живо и быстро меняется, что не успеваешь какой-то кадр выхватить.
«Пять минут до моря», кажется по фестивалям сразу очень хорошо пошли.
- Нет, не сразу. У меня до этого была история с «Чинти», которого сразу взяли на все главные фестивали, и в Хиросиме он что-то получил, и на Берлинале. Сразу пошел, а на второй год уже не так. А тут нет, у меня сначала очень плохо его брали, а когда ты только сделал фильм, ты же не можешь особо оценивать его: хороший он или плохой, удача - неудача. И вот, а когда у тебя отказы начинаются, уже начинаешь думать, что ты два года вместо того, чтобы с ребенком нормально играть, все свое свободное время делал кино, которое еще и плохое. И я сильно расстроилась. А потом он рванул, да. Во-первых, я съездила на «КРОК», он очень успешно там прошел, и я поняла, что он нравится людям, он там получил приз зрительских симпатий, так круто… Но действительно это ерунда, что фильм куда-то на фестивали берут, куда-то не берут, вот у меня 50 на 50 - отличный результат, я считаю, для русского фильма, потому что русских, честно говоря, не очень много вижу на фестивалях, хотя у нас, мне кажется, такая крутая анимация. Потом были какие-то призы еще, я где-то четырнадцать уже получила за него, с осени, я считаю это очень хороший результат, потому что сейчас такая конкуренция, такие крутые фильмы в мире делают. Я сама фанат, и у меня коллекция, я собираю, смотрю, и быть в этой струе хоть как-то - это счастье просто. Потому что, честно, я считаю что сейчас анимация – это то искусство, которое на диком подъеме.