Суздаль-2019.
Часть 2. Студенты и дебютанты, прикладная и коммерческая анимация.
Продолжаю рассказывать теперь о молодом кино. Честно сказать, по этой части программа на Суздале была весьма вялая, несравнимая с прошлым годом и тут уже никуда не денешься от разговоров о странной предвзятости нынешней селекционной комиссии, как будто испугавшейся нового.
В этой ситуации даже достойные фильмы в молодом конкурсе попадали в такой контекст, который их не украшал. На фестивале без конца обсуждалось, как могло так выйти, что в конкурс вообще не попали фильмы необычайно талантливого курса Высшей школы экономики, который курирует Алексей Ермолаев. Вышка три года назад набрала анимационную группу впервые и эти девушки еще в прошлом году показом своих работ второго года обучения - необычайно ярких, современных по дизайну, энергичных - буквально перевернули привычное представление о российском анимационном образовании. Больше всего говорили о Кате Михеевой, в прошлом году получившей награду за фильм «Дача, пришельцы, огурцы», а в этом году с новым отличным фильмом «Ручной» не прошедшей даже в информационную программу (хотя на международные фестивали этот фильм вовсю берут). Так же как не попал в прикладную программу ее лихой ролик «TV Wash» для канала «2х2». Но, конечно, фильмами Кати проблема не исчерпывалась – осенью на БФМ мы показывали немало эффектных картин ее однокурсниц, но ни одна из них не прошла фестивальную селекцию. Вот, например, безумный коллажный фильм «Ключ» Анастасии Воробьевой, который был в нашей программе «Русский панк»
Или впечатляющий рисованный клип Кати Жужлевой для группы «Дайте танк (!)». На фестивале их не было.
Меж тем в студенческой программе было так много старомодных и вялых фильмов из ВГИКа, что казалось, будто Вышку убрали намеренно, как слишком сильного конкурента именно из-за смелости и новизны картин. И возникало опасение, что за бортом кроме этих фильмов были и другие драгоценности. В последние годы на Суздальском фестивале работала медиатека, где можно было посмотреть хотя бы на компьютерном экране отвергнутые фильмы, не попавшие ни в конкурс, ни во внеконкурс, но в этом году как нарочно был какой-то форс-мажор и медиатеки не было, так что предметно оценить, чего мы лишились, оказалось невозможно.

Теперь собственно о студенческой программе. Открытием в ней стал фильм «Ныряльщица» выпускницы французской киношколы Пудрийер (а до того УрГАХА) Юли Войтовой. Снимая картину об измученной тренировками спортсменке, пришедшей к массажисту, чтобы он привел ее в порядок, Юля в намеренно грубоватой технике бумажной перекладки очень точно использовала материал. Изнуренное тело выглядело, как мятая бумага и разглаживалось под руками массажиста, а рисунок густой масляной пастелью давал изображению почти живописную красочность. Юля лепила формы: огромный квадратный массажист, маленькие измятые спортсменки. Фильм этот произвел такое впечатление на жюри, что был вынут из своей категории и получил «взрослый» престижный Специальный приз с формулировкой «за рукотворный путь к победе», а кроме того седьмое место профессионального рейтинга.
Кстати, в студенческой программе была еще одна картина бывшего нашего выпускника ВГИКа, а теперь дипломника другой знаменитой французской киношколы - Гоблен, - Кирилла Блюменкранца «Bound», история о ссоре и примирении двух братьев, была снята в команде с однокурсниками, как это принято в Гоблене (другие режиссеры - Диего Торрес, Пьер-Ив Возель, Лесего Форстер, Венкатрам Висванатан), но выглядела куда зауряднее, хотя и демонстрировала, как эта киношкола делает из своих студентов крепких коммерческих профессионалов, дожимая до полной ясности и драматургию, и характеры, и анимацию в умелом, хоть и не оригинальном дизайне и колористическом решении. Вот он целиком и даже есть возможность выбрать русские субтитры:
Вторым после «Ныряльщицы» студенческим фаворитом фестиваля стал фильм «Здравствуйте, родные» дипломника Школы-студии ШАР Александра Васильева, который, как говорят однокурсники, до сих пор остается врачом и ездит на «скорой». Фильм-обманка со скромным дизайном очень лихо драматургически построен, так, что поначалу думаешь, что это сентиментальное кино об одинокой старушке, а потом изумляешься его абсурдистскому превращению (не буду рассказывать деталей, чтобы не испортить удовольствие). Он получил приз за лучший студенческий фильм и пятое место в профессиональном рейтинге.
Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за многообещающий и остроумный старт нового поколения кукольников» отдали фильму «Десять этюдов в черном» десяти выпускников курса «Кукольная анимация» в Цехе анимации (режиссеры: Татьяна Кузнецова, Маша Серебрякова, Николай Шакин, Вера Павлова, Ира Миронова, Наташа Чингина, Ольга Федорова, Кира Вишнякова, Маша Бондарь, Варя Бададгулова). Вообще учебные курсы в Цехе анимации – одно из беззаконных чудес отечественного анимационного образования. В этой независимой школе, несмотря на почти домашнюю обстановку, лишенную зарегулированности официальных институтов, - очень высокое качество обучения. «Десять этюдов…» сделаны в результате курса, который проводили Юра Богуславский, как режиссер, и Игорь Хилов - лучший отечественный кукольный мастер. Ученики должны были сами полностью сделать своих кукол и снять с ними короткий эпизод, для которого были заданы только приблизительная начальная и конечная точка. Таким образом десять самостоятельных микроисторий сложились в цельный остроумный и немного абсурдный сюжет, восхищающий профессионалов качеством кукол и самой анимации.
Второй диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за наполненные паузы и прозрачность изображения» отдали фильму «Мимолетная встреча», снятому второкурсницей ВГИКа Анной Амосовой, ученицей Алексея Демина. Впрочем, то, что Аня - ученица Демина, можно было и не говорить, так видно это в фильме, в тех самых паузах, лирическом воздухе недоговоренностей, атмосфере, что возникает в предчувствии любви у девушки, встретившей летчика у колодца. Ясно, что ближайший референс для этого фильма и в атмосфере, и даже в легкой черно-белой графике – «Шатало» Демина, но говорю это ничуть не с осуждением, напротив. Восхищение студентов своим учителем и попытка подражать ему не только внешне, но и по существу, говорит о том, что учеба идет правильно.
Кстати, именно у младшекурсников ВГИКа, учеников Демина, были самые живые фильмы среди большого блока вгиковской анимации. Например, нарядный «Артхаос» Ангелины Гильдерман, в котором кот превращает натюрморт зазевавшегося художника в шикарную абстракцию.
Третий студенческий диплом с формулировкой «за эмоциональное сочетание музыки и изображения» достался фильму «Дирижабль неизвестного направления» Александры Галицковой, выпускницы ВГИКа, с курса Натальи Дабижа. Фильм про дождь (он выглядел, как человек в пальто с моросящей тучей вместо головы), позавидовавший умеющим летать дирижаблям, был по сюжету довольно невнятен, но привлекал самой картинкой, сделанной изобретательно и сложно. Главной техникой тут было «масло на стекле», но с включением коллажа, с фонами, похожими на старые черновики писем с чертежами и кляксами и пр.
И еще хочу сказать про несколько не награжденных фильмов. Во-первых, учебный фильм студентов Школы-Студии ШАР «Среда» - результат месячного интенсива, который провел все тот же Юра Богуславский с помощью Маши Сониной. Мне кажется, что это чудесная работа и жаль, что не было возможности ее отметить. Как рассказывает одна из авторов Дуся Геллер: «Мы разделились на 6 групп по 3-4 человека, каждой группе путем жеребьевки досталось по одной из тем: встреча, дети, птицы, еда, старики. У нас была уже готовая музыка (написанная Сашей Чирковым специально для интенсива). Нашей задачей было ходить по улицам летней Москвы и записывать на видео наши наблюдения-впечатления по своей теме. Дальше из этого материала монтировали основу для будущей анимации». Общую технику выбрали – масло по стеклу и, используя видео, рисовали под камерой в ротоскопе, но каждый в своей манере. В результате фильм, снова сделанный из множества микросюжетов, каждый из которых как будто отсылал к чему-то большему, создавал фантастическую атмосферу города, увиденного взглядом художников, в своем воображении досочиняющих реальность. (Режиссеры: Анастасия Савельева, Галина Пичуга, Дарья Лебедева, Ольга Сергуладзе, Милана Дерипаска, Дарья Юрищева, Юлия Козлова, Филипп Смирнов, Дарья Волчок, Иван Бондаренко, Анна Краснова, Анна Кононенко, Алена Гутман, Надежда Федотова, Ольга Коренгина, Денис Тоом, Никита Редькин, Анна Канаичева, Евдокия Геллер, Анна Белова). Вот он целиком:
Следующий фильм, о котором надо сказать - «Хорошая, плохая, злая» Сони Горя, к которому я, конечно, не объективна, поскольку он снят на нашей школе документальной анимации на фестивале «Рудник». Соня не юная студентка, а выпускница ВГИКа и даже сама уже преподает, но фильм снят в учебном проекте, так что находится в сегодняшнем мировом тренде, где люди учатся без конца и без конца выходят на фестивали со студенческим кино. Соня в трехминутной короткометражке рассказывает автобиографическую историю о том, как жить с биполярным расстройством и вообще о том, что это такое. Фильм, в сущности, сделан за неделю пусть даже очень интенсивной работы, поэтому самыми простыми средствами. Но в нем взята очень верная интонация, много говорящая о самой неунывающей Соне. Мы этот фильм, вместе с другим анимадоком с «Рудника» (где много интересного, но ничего из этого не было отобрано в программу Суздаля) не раз показывали в самых разных аудиториях, и всегда, в том числе и в Суздале, находились люди, для которых это было очень важно, они подходили к Соне со слезами или рассказами о себе и о родных, своих проектах, просили ссылку, чтобы показать близким, писали сообщения и даже предлагали купить ей что-нибудь в баре!В сущности, это изначально было ее задачей, показать через фильм, что «ничего страшного, с этим можно жить».
Еще одно имя, которое мы уже помним с прошлого Суздаля – Саша Деева из колледжа при ВГИКе. В прошлом году мы видели ее смешную короткометражку «2,5 секунды» (про то, как она упала на концерте), снятую в интенсиве Лизы Скворцовой. А в этом году Саша была в конкурсе снова с очень простой по исполнению, смешной (и, как говорят, опять реальной) историей «Там кто-то есть...» про алкаша, упавшего в деревенский сортир и испугавшего своим храпом из дырки всю округу.
Из Екатеринбургского УрГАХУ в конкурсе был забавный фильм с симпатичной, хоть и немного эклектичной графикой «Долгий поцелуй» Ивана Ханжина про влюбленных улиток, которые так медленно ползли друг к другу, что прочие обитатели леса успели родить и вырастить детей.
Из ШАРа многим понравились «Бабочки» Елизаветы Хломовой - история про девочек, старшую и младшую, которые, проснувшись поутру, будто сестры, играют с червячками и бабочками, представляя себя тоже крылатыми, а потом оказывается, что они в детском доме. Мне кажется, этот печальный финал не слишком много прибавил фильму, но многие расчувствовались.
Из ВГИКа - «Кораблик» дипломницы с курса Натальи Дабижа Анастасии Махлиной о дружбе девочки с воображаемым слоном. Тут интерес был в неожиданном соединении кукольной техники с перекладкой, а сама сентиментальная история в духе «куда уходит детство», на мой взгляд была не слишком интересной.
Не только студенческое, но и дебютное кино после прошлого ударного года показалось настолько бледным, что наше жюри решило и вовсе не давать приза никому из дебютанотов. Вручили только диплом с формулировкой «за оптимизм и хорошее настроение» фильму «Урок плавания» Татьяны Окружновой – забавной пляжной истории по стихотворению Анны Игнатовой «Верное средство» про мальчика и деда-хвастуна. Таня – одна из команды девочек, учившихся у Александра Петрова и сделавших на выпуске прелестный фильм «Еще раз!». В этот раз она снова работала в фирменной петровской технике «масло по стеклу», но в более сухой манере и больше сосредоточившись на сюжете, чем на ее живописных и анимационных возможностях, которые так много дали ее студенческой картине.
Знаю, что многим в этой категории понравился фильм «Чик-чирик» Жанны Бекмамбетовой (он взял высокое 12-е место в профессиональном рейтинге и целый ряд международных наград). И действительно, молодая студия CGF, успешно работающая с компьютерными технологиями, хорошо вложилась в техническую часть этого кино (мы же знаем, что по части 3D анимации наша мультиндустрия совсем не передовая). Но на мой взгляд там настолько затянутый и банальный сценарий (одна неизменная метафора хождения по канату от рождения до смерти – на 11 минут!), что как авторское кино его воспринимать трудно.
Во внеконкурсной программе, которую мы, не слишком доверяя селекции, смотрели особенно бдительно, заметного молодого кино было тоже не слишком много. Пожалуй, самым впечатляющим в ней оказался «Жук в муравейнике» Василия Ефремова (студия «Аквариус-фильм») и очень обидно, что его не было в конкурсе. Это фильм про старого слона, последним ушедшего из отданного на снос зоопарка. Неуместный великан оказался один в дымном мегаполисе и поначалу прибился к бомжам, подружившись с одним из них. Вася сделал очень выразительную по фактурам и анимации рукотворную перекладку, изображая мрачный город небоскребов и слона с толстой, как корка бугристой кожей и скорбными глазами. Кино у него вышло печальным и настоящим.
Еще во внеконкурсной программе стоял учебный фильм студентов Ивана Максимова в его частной питерской школе анимации Питермультарт. Фильм «Не курите в поезде» (режиссеры Шура Ватман, Ксения Васильева, Юлия Франке, Наташа Воротникова) – это традиционная для ваниных студентов ритмичная история-упражнение про поезд, полный удивительных пассажиров и абсурдных ситуаций, в обаятельном духе фильмов мастера.
Еще два суперкоротких фильма, прелестных, хоть и не попавших в конкурс. Оба они появились в качестве прокрастинации (или отдыха) талантливых людей во время основной работы – тоже анимационной. В обоих случаях было так: авторы публиковали свои крошечные остроумные опусы в социальных сетях ради развлечения друзей и им начинали дружно советовать закончить эту историю как фильм и посылать на фестивали. Первая полутораминутная (и в большой степени сделанная из закольцованного фрагмента) картина - «Sad Weightlifter» («Грустная штангистка», в том смысле, в каком штангистом называют того, кто хорошо поднимает рюмку) Лизы Астрецовой.
Вторая – полминутная шутка «Соблюдайте тишину» Жени Фадеева:
И еще об одном проекте, который вообще не попал в фестивальную программу – ни конкурсную, ни внеконкурсную, но известно, что был подан на селекцию. Это документальный сериал «Что я здесь делаю» екатеринбургской независимой команды под руководством режиссера Маши Седяевой. Сериал этот сделан намеренно грубовато и как будто небрежно, но выразительно, соединяя кукольную анимацию с техниками кукольного театра. Его самые удачные серии (в каждой из них люди отвечают на вопрос, вынесенный в заглавие сериала) хорошо идут по фестивалям. Серия «Завтра», которую не взяли в Суздаль, была посвящена разговорам с людьми, которые пришли на протестный митинг, она была на последнем БФМ сразу в двух программах – документальной и «русский панк» и отлично принималась публикой, среди которой было полно профессионалов. Тем не менее, как я вижу, в Суздаль фильмы этого сериала никогда не берут: вероятно, он кажется недостаточно профессиональным, а нехватка мастерства (в этом случае вполне демонстративная и превращенная в стиль), к сожалению для отборщиков оказывается большим недостатком, чем, к примеру, бездарность замысла.
Ну и вот выпавший из всех программ очередной завораживающий клип Саши Свирского для несуществующей группы на музыку Алексея Просвирнина PUWU-R 2 (все-таки Сашина продуктивность не может не поражать воображение, этих клипов уже 4 и все они выложены в сеть)
Теперь о программе прикладной анимации. Она в последние годы становится все разнообразнее и интереснее. В рекламе уже есть молодые мастера, как Павел Погудин, работающий с компанией «Светлые истории» из Екатеринбурга, в каждом ролике новый и не похожий на прежнего. Вот, например, три ролика: «Не слушай других», «Предприниматор» и «Водоробот».
Отлично и очень авторски работает с прикладными задачами самого разного характера команда режиссеров Цеха анимации, и надо с гордостью сказать, что студия БФМ, существующая на базе Цеха, все больше набирает обороты. В в этом году в прикладном конкурсе было целых три фильма Студии БФМ: ролик к выставке СМФ «В главных ролях. Кукольные эксперименты «Союзмультфильма», для которого Юре Богуславскому дали поиграть с легендарными куклами:
Обаятельная заставка образовательного проекта «Анимация и Я» Васи Чиркова (надо сказать и сам проект анимационного интернет-обучения сделан очень качественно, со всем перфекционизмом этой команды):
И чудесный фестивальный ролик XII Большого фестиваля мультфильмов, который сняла Олеся Щукина.
Еще одно имя, которое появилось в прикладной анимации – Полина Кампиони, она тоже принадлежит команде Цеха анимации, но в Суздале у нее был самостоятельный проект, сделанный для фонда Мемориал на основе его архива исторических документов. С доканимацией у нас пока работают мало, поэтому опыты Полины особенно интересны. В конкурсной программе у нее была парадоксальная «Игра 74» на основе советской истории.
Ну и самый успешный режиссер прикладной анимации этого года - Ира Эльшанская. Ее элегантный образовательный фильм «Будущее логотерапии» о психотерапевте Викторе Франкле, заказанный Московским институтом психоанализа, получил приз в прикладной категории.
Кроме того, в программе был милый Ирин фильм «Интервью», снятый в конкурсе Let's bike it!, пропагандирующем зимнее катание на велосипеде, который она сама же смешно озвучила.
Что касается музыкальных видео, которые всегда дают возможности авторам развернуться, то тут первым номером шли «Коньки» Маши Якушиной на композицию Ильи Июнича (они и получили диплом в прикладном конкурсе) –стильная перекладка, включающая коллажные тканевые фактуры, очень симпатично выглядящие в костюмах разнообразных конькобежцев, ну и вообще – кино, как хорошее настроение для тех, кто рад зиме.
Еще один клип - «Сапожки», был независимой работой Лизы Скворцовой, которая сама спела на идиш песню про то, как «я продам сапожки и поеду в вагончике, чтобы быть вместе с тобой, котик, птенчик мой!», сама вместе с мужем в нем снялась и вместе с друзьями и учениками анимировала фильм, который назвала панковским:
Музыкальное видео группы Хадн дадн «Мы сегодня дома» сняла учебная группа под руководством Саши Харитоновой и Маши Сониной во время мастерской анимации на Летней Школе, причем в лесных условиях.
Клип на песню группы IUN «Чемодания» в мексиканском духе сняли студентки ВГИКа Анастасия Сысоева и Ася Киселева
Ну и немного о коммерческой анимации. Я, честно говоря, сериальную продукцию смотрю мало, поскольку не люблю, впрочем, я для нее и не целевая аудитория. Но поскольку на фестивалях и для премий приходится все же что-то смотреть, то не могу не признать: потихоньку ситуация с российскими сериалами становится лучше. Даже те чудовищные старт-апы последних лет, которые считались посмешищем и позором, стали выглядеть поприличнее, возможно потому, что команда в процессе съемок неизбежно чему-то научается (впрочем, эти проекты остаются очень слабыми, даже не буду их перечислять). Но главное – появились новые, вполне симпатичные проекты, и в этой области лидер, конечно, СМФ. Во-первых, раскручиваются два стартапа пары наших Валькирий Союзмультфильма – Лены Черновой и Алены Оятьевой, - зорко охраняющих от нападок свой отборный режиссерский молодняк. Продолжение «Простоквашина», которое на запуске воспринималось, как очень стремный проект, благодаря талантливой молодой команде, оказалось вполне жизнеспособным. Конечно, сегодня такой дизайн персонажей, как его ни модернизируй, выглядит старомодно и несколько диссонирует с более современным фоном, но сами истории разыграны весело и дети готовы их смотреть.

«Ген героя» (сериал «Простоквашино»), режиссер Анна Кузина:
«Оранжевая корова» тоже выглядит вполне симпатично и кажется, что в ней главными ролевыми моделями служат не маленькие герои, а их родители – неунывающие корова и бык, похоже, никогда не сердящиеся на своих детей, а всегда находящие увлекательный выход из самых острых ситуаций.

«Папины помощники» (сериал «Оранжевая корова»), реж. Ирина Эльшанская:
Кроме того, на СМФ затеяли целых два сериала Алексея Лебедева для тех, кто постарше и это, конечно, совершенно особенные истории, оригинальные, с парадоксальным поворотом, сложными темами и небанальным (а вместе с тем очень смешным) их разрешением. В общем, полная противоположность стандартным детским сериалам про зайчиков и мишек, про дружбу, семью и что нехорошо быть жадным. В конкурсе была «Пиратская школа» (серия «Рыцари справедливости»), с убедительным современным дизайном, где герои манипулировали глупым силачом, лукаво объясняя ему что такое справедливость в чью-то пользу: https://www.ivi.ru/watch/piratskaya-shkola/355507

Второй сериал Алексея Лебедева, который, судя по списку медиатеки, СМФ подавал на конкурс, но он не был взят даже во внеконкурс (опять загадка селекции) - «Приключения Пети и Волка», тот самый сериал, который только что получил премию «Икар», как лучший стартап. Я смотрела для «Икара» серии, которые значатся в медиатеке - «Дело Бабы Яги» и «Дело Кощея Бессмертного» - остроумные и совершенно самостоятельные истории для школьников, где герой, компьютерный фрик и гений Петя, с помощью волшебного волка помогает разным сказочным героям решить их проблемы.
Второй сильный игрок на сериальном поле сегодня группа компаний Рики (студия «Петербург» и др). У них тоже кроме старых «Смешариков» и «Малышариков» разных типов и более новых (вроде симпатичного «Бодо Бородо»), появилось несколько стартапов, из которых самый неожиданный - «Спойлы» про фантастический мир маленьких существ, которые в нашем мире устраивают мелкие неудачи, ухудшая нам настроение (ставят подножки, роняют телефоны, портят воздух в автобусе), а сами собирают «грым-грым» - раздражение, которое при каждой неприятности поднимается над людьми темным облачком. Вообще, сама идея, что кто-то специально старается вызывать у нас «грым-грым» и лучше бы нам не идти у него на поводу, а относиться к своим неудачам и промахам легче, мне кажется симпатичной, не знаю уж сколько из нее можно будет выжать (кстати, креативный продюсер этого сериала не чужая нам Маша Терещенко). В конкурсе была забавная серия Лени Шмелькова «Как подружиться со своей неудачей», где маленький лузер-спойл встречался с таким же неудачником мальчиком и они вдвоем помогали друг другу (гигантский грым-грым был собран у злобной учительницы).

Впрочем, ни один из этих сериалов ничего не получил, коммерческое жюри отдало приз за лучший сериал эпизоду «Потерянный сон. Машина времени» Владимира Пономарева из сериала «Новые Куми-Куми» (теперь в 3D):
Один из дипломов с формулировкой «за бескомпромиссную тягу к жизни» был вручен эпизоду «Санта» из нового сериала «Bone Voayge», который Сергей Гордеев снимает, разрабатывая тему потустороннего мира, придуманного еще в давней короткометражке из жизни скелетов «Бедный Йорик».
А второй диплом с формулировкой «за солнечный юмор» дали эпизоду «Солнечный гонщики» в белорусском компьютерном сериал «Солнечные зайчики» Андрея Леденёва:
Все эти сериалы – не моя чашка чаю, но уж пусть о них судят те, кто понимает в коммерции.

Кстати, после Суздаля в фб пошла большая дискуссия о том, кто сегодня больше всего влияет на то, как выглядят и о чем рассказывают анимационные сериалы. И оказалось, к моему удивлению, что это уже не каналы (хотя и они в свое время много сделали для того, чтобы новые проекты выглядели максимально обезвреженно и пресно), а «игрушечники», которые буквально диктуют, как должны выглядеть персонажи, чтобы они продавались. И кино все больше превращается в рекламу сувениров, которую надо впарить мамашам. Говорят, что такой прямолинейный диктат – это болезнь роста нашей мультиндустрии, а во всем мире подход у мерча более сложный. Так что нам, видимо, остается только радоваться, что еще не все сериальное кино превратилось в «солнечных зайчиков».
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Блог БФМ