«Перспектива» имеет какое-то отношение к студии Александра Петрова?
- Нет, но они сидели рядом, а когда Петров получил Оскара (как раз я в тот момент и пришла), то мэрия обратила внимание на анимацию в нашем городе, сказала: «ух ты, как здорово» и дала помещение. И получилось, что места хватило и Петрову, и нашей студии: они до этого сидели в маленькой комнатке, а теперь у них был целый бывший детский садик. У нас там теперь и детская студия, и недетская студия, в общем, все хорошо. Потом в 2005-м году я увидела в интернете объявление о курсах аниматоров «Пилота», и пошла туда учиться, тогда еще Татарский жив был. Правда задания вступительные были не столько анимационные, сколько на сценарии. В 2006-м в феврале начались курсы, хорошие были, мы до сих пор празднуем. А когда мы закончили, у нас было планов громадье, у каждого были какие-то чаянья… Татарский умер. Я считаю, что те курсы дали мне больше всего по анимации. Татарский не преподавал, но приходил, и Назаров приходил.
Ты считаешь их своими учителями?
- Ну, я не хочу их дискредитировать своими творениями, но конечно для меня это самые главные учителя. Сколько раз на поезд опаздывала из-за того, что… я же ездила из Ярославля на каждое занятие. Я еще работала курьером туристическим. Я приезжала, выполняла курьерскую работу, потом шла вечером на курсы, и в ночи уже уезжала. У меня обычно был куплен билет заранее и когда Татарский с Назаровым приходили, они, конечно, дольше с нами разговаривали, чем курсы заканчивались, и в результате я пропускала поезд. И ночевала у друзей. У меня ж друзей было много в Москве. После этого на «Пилоте» еще год проработала по инерции в том же режиме, что и до того. У Андрюши Соколова поработала, он меня на лэйауты взял и я вообще стала разбираться, чего там как. Потом меня Саша Бубнов взял в «Шерлоке Холмсе» поработать ассистентом художника. Я поработала всем: ассистентом режиссера у Черновой, аниматором, прорисовщиком на «Кин-дза-дзе», у меня такая была сборная солянка в биографии. Потом я еще поучилась на курсах у Дорогова. А на «Пилоте» меня учил Сережа Меринов, ему я особенно благодарна, он очень хороший преподаватель и с нами, как со щенятами возился.
А у Дорогова - это частные курсы классической анимации?
- Да, частные платные курсы. Причем он учил почти тем же вещам, что Сережа, но по-другому и это тоже очень полезно, потому что ты видишь и подход другой и подход к оценке другой, более западный. Неизвестно что лучше, но очень интересно и так, и так поучиться. Я училась у Дорогова 6 месяцев и когда должен был начаться вторая часть, я увидела объявление о наборе в ШАР и поступила. В октябре мы начали, а в марте я ушла, не закончив учиться. И только я ушла (а это был 2013-й год), стали делать молодежный альманах «Звездопад» и меня спросили: «Хочешь участвовать?» Сценарий «Коли и старушек» у меня был очень давно и я говорю: «Конечно хочу!», я ж не думала, что я буду делать фильм так долго и бедного продюсера Герасимова чуть до второго инфаркта не доведу.
Анимацию делала сама?
- Мне ее делали ребята, не все хорошо получалось, но мне почему-то было стыдно ее не принимать, я ее напринимала и очень многое потом сама переделывала.
Получается, ты сама на «Коле и старушках» художник, сценарист, режиссер и в большой степени аниматор?
- Получилось что так.
Теперь расскажи, откуда взялась история из фильма.
- Я шла по улице и увидела на остановке автобус стоит, бежит бабушка и автобус ее явно ждет. Я была уверена, что он ее сейчас дождется, она сядет и поедет. А на самом деле автобус дождался, когда она добежит до двери, захлопнул двери и уехал. Я шла и у меня прямо клокотало все внутри от возмущения, потому, что мне было жалко бабушку. Я решила себя как-то уговаривать и стала думать, что возможно у человека есть какое-то оправдание, у него была детская травма от старушек. И пока я шла, эту историю придумала. Мы начали снимать в 14-м году и сдать я его должна была в 15-м.