Я шла по общежитию и увидела, как протекает крыша. Отсюда пошла вся история
Разговоры с дебютантами:
Анастасия Мелихова
автор: Дина Годер
Блог БФМ
Фильм «Первый гром» Анастасии Мелиховой, который она снимала на екатеринбургской студии «А-фильм», значится дебютом, хотя на самом деле это диплом, как и у других выпускников анимационного отделения екатеринбургского Архитектурного института, защищающихся не фильмами, а разработками к нему. По российским фестивалям «Первый гром» двинулся с Суздаля–2018, хотя по зарубежным ездил уже с пол года – премьеру его показали в Оттаве. В Суздале фильм получил приз за лучший дебют и вошел в профессиональный топ на престижном шестом месте . Всех пленила его музыкальность: не до конца ясная история про закутанного человечка, которого срывают с места, кружат и путают маленькие существа, похожие на капли, положенная на музыку Лядова, в какой-то момент становится ясной и праздничной историей прихода весны и пробуждения природы.

Имя Насти мы видели в титрах А-фильма и раньше: она была аниматором на знаменитом фильме «Среди черных волн» своей соученицы Анны Будановой, а в «Первом громе» уже Буданова помогала Насте с анимацией. На фестивале «Крок» картину тоже отметили дипломом в дебютной категории. Но после первого фильма в Екатеринбурге дебютантка двинулась дальше: сняла короткую музыкальную ленту в резиденции в Дании. Обо всем этом мы и поговорили.
- Я занималась в художественной школе. А когда поступила в институт, моим мастером был Алексей Борисович Караев. И пока училась, в основном работала с рисованной анимацией. «Первый гром» - это мой диплом. Все началось с того, как я помню, что я шла по общежитию и увидела, как протекает крыша - в коридоре стояло ведро. Как-то меня это зацепило и отсюда пошла вся история. Я подумала: может это женщина наверху плачет? И придумала маленьких персонажей. Мы с Алексеем Борисовичем стали это обсуждать и он мне предложил, чтобы фильм был на музыку. Я случайным образом нашла «Кикимору» Лядова, и этот кусок очень хорошо лег по композиции. В основном я все делала сама, но с анимацией мне помогали Вера Поздеева и Аня Буданова - мы вместе учились. И еще был сценарист Екатерина Кожушаная. В принципе у меня был сценарий, но она помогла мне написать литературную версию и косяки мои поправить. Изначально я думала, что эта женщина – комок снега, который тает, и плачет она потому, что ее бьют эти маленькие персонажи, которые сейчас выглядят как капельки. Тогда они были совсем другими. И комок грязного снега превращается в красивую женщину. Но потом я решила, что надо больше обращать внимание на другого персонажа, который сейчас главный.

- А кто это?

- Это существо, которое замкнулось на самокопании, своем внутреннем мире и интересует его только он сам. У него крадут его зеркало и показывают что весь мир – это наше отражение. Есть путь, который он проходит, чтобы осознать, что мир больше него, так что сначала ему больно и страшно.

- Что вы делали после окончания диплома?

- После «Первого грома» я помогала Вере Поздеевой, которая снимала свой диплом, и Ане Будановой помогала с японским проектом по Вивальди. Мы все время друг другу помогаем.

- Музыкальное образование у вас есть?

- Нет. Ну, играла когда-то на барабанах в группе.

- Ваша самая сильная сторона в фильме – движение изображения с музыкой. Вот вы сейчас работали с Аней Будановой над Вивальди, а ведь и там тоже все про движение форм под музыку, причем еще более абстрактно.

- Я помогала с рисованной частью. Классно было, я люблю с музыкой работать.

- А как это происходит: вы все время сидите в наушниках с музыкой и рисуете под нее?

- Нет, я ее много раз слушаю, потом рисую какие-то картинки, которые мне нравятся, а после уже их расставляю в монтаже.

- «Первый гром» уже должен заканчивать свою фестивальную судьбу?

- Да, он в январе 2017-го был сделан и весной я выложу его в интернет. Он уже так от меня далеко. Давно я его не видела, рана уже заросла. Конечно тяжело было, все-таки первый фильм, но меня поддерживали все. На том этапе, я считаю, что сделала все, что могла, меня тогда устраивал результат.

- А сейчас?

- А сейчас нет. Смотрю и вижу глаза, крупные планы – меня очень многое уже раздражает. Но я рада, что его показывали на фестивалях. Только сама я с ним никуда не ездила – только в Суздаль и на Крок. Как-то все не совпадало: то у меня денег нет, то времени. Правда, еще я была с ним в Японии в июле на Japan Media Arts Festival, там мне дали приз New Face. В Токио была очень большая классная выставка всех победителей – там были и манга, и анимация, и полные метры, и инсталляции. Я там выставляла эскизы к «Первому грому» и фильм там показывала.


Трейлер к «Первому грому»
- Я знаю, что уже летом вы ездили в творческую резиденцию в Данию. Что это было?

- Мне Аня Буданова посоветовала подать заявку в Виборг, там при киношколе The Animation Workshop, есть резиденция для художников Open Workshop, и все говорят, что это хорошее место. Я столько времени работала с одними и теми же людьми, что было интересно посмотреть, как другие люди работают, почувствовать себя частью большой анимации. Я в декабре еще подала заявку - уехала домой к родителям в Пыть-Ях (это возле Сургута, я оттуда) и отдыхала, сидела рисовала акварели и слушала музыку. Я хотела давно сделать просто музыкальный клип и написала одному польскому композитору, что мне очень нравится его музыка – это такая современная комбинация инструментальной и электронной. Ему, вроде, понравилось то, что я делаю, он мне сделал более короткую версию, из семиминутной - пять минут и я отправила заявку, написала там даже какой-то сюжет. Мне долго не отвечали, в итоге попросили сократить до 3-х минут, считали что моя идея и форма, которую я выбрала, так будет интереснее зрителям, и композитор мне сделал трехминутную версию. В результате получилось три части по минуте и все, как мне кажется, сложилось. Я была там с июля по сентябрь. В сентябре приехали студенты. А прямо за неделю перед моим отъездом был виборгский анимационный фестиваль и там постоянно происходила какая-то движуха, кто-то приезжал на мастер-классы.

- Вы же хотели поработать с другими людьми. Это удалось?

- Не совсем так. Там предоставляют мастерскую и жилье. Мастерскую делишь с другими художниками: со мной человека четыре сидели в одной комнате – аниматоры и комиксисты из разных стран. И была такая хорошая атмосфера, все друг другу показывали, разговаривали, дружили, что-то подсказывали. Было очень интересно, никакого контроля, маленький город - все там мне помогало работать, ничего не отвлекало. Организаторы были очень довольны фильмом и прямо в шоке, что я закончила, там почти никто не заканчивает, люди едут с большими проектами и делают только часть. К тому же получилось. Мне лично самой нравится, я обычно к себе критично отношусь, но в этот раз мне не было стыдно ни за что. Посмотрим, конечно, как я буду его через пол года воспринимать. Приятно было находиться там, и приятно получить быстрый результат – мучений в этот раз у меня не было. Я чувствовала как будто в каком-то санатории для нервных болезней нахожусь. У меня очень медитативная музыка была и я делала абстракцию и природные элементы - только иногда появляются какие-то растения или звезды. В этот раз я все делала сама, все на компьютере, акварель была только в подготовительных эскизах, как и в «Первом громе», но тут графика другая. Я думала, что это будет клип, но показывала там всем и решили, что это будет просто короткий метр. Open Workshopбудет заниматься дистрибуцией, а права все у меня, только я должна указывать, что это при их поддержке и они могут его использовать для рекламы.

Тизер к фильму Eternity («Вечность»)
- Поняли про себя что-то новое? Какое будет новое кино?

- Я сейчас начну новый фильм делать на «А-фильме», поеду опять в Пыть-Ях, соберусь с мыслями чуть-чуть. Пока у него название «Начало света» про создание солнца и луны. А еще я подала заявку в резиденцию в Японию и недавно выяснилось, что меня взяли! Это в The Residency for International Creators with Exploratory Projects 2018 в Токио. Я лечу в туда 18 января на 2 месяца с «Началом света» и Японии буду делать часть работы.


https://www.instagram.com/melixanim/




Эскизы
Эскизы к проекту "Начало света"
ANIMATION REEL 2016-2017
Блог БФМ