9. «To nie będzie film festiwalowy / Это не будет фестивальным фильмом», реж. Julia Orlik
Студентка лодзинской киношколы Юлия Орлик, давно и прекрасно работающая с куклами и поразившая мое воображение своим предыдущим мощным студенческим фильмом «Я здесь» про умирающую женщину, видимо, решила свой диплом сделать полегче, включаясь в традицию «я снимаю кино о том, как я снимаю кино». В описании сказано: «сказка о девушке, которая изучает анимацию и провела четыре года без единого выходного». Фильм со знаковым названием «To nie będzie film festiwalowy / Это не будет фестивальным фильмом», конечно, пошел по фестивалям, но тем не менее кажется, что он был сделан во многом для себя и своей семьи. И сегодня его сюжет мне кажется важным терапевтическим трендом анимадока: снимая кино о себе, я разбираюсь со своими проблемами и к финалу прихожу изменившимся. Начинается фильм с того, что Юлия очень основательно рассказывает о своих предыдущих студенческих успехах. Потом, размышляя над тем, что придумать для дипломной работы, осознает, что все 4 года учебы не имела выходных и, в сущности, не видела свою семью. И поскольку ей предстоит последнее студенческое лето, то вот отличная идея: этот фильм будет не для фестивалей, а для семьи и про семью, тем более что, скорее всего, это ее последнее лето с родителями. После чего принимается дни и ночи напролет смотреть семейные альбомы и домашние видео. И здесь опять для тех, кто понимает (а быть посвященным и узнавать детали – особое удовольствие), разбросано множество знаков, вроде календаря со строгими глазами Петра Думалы или узнаваемого карандашного портрета Мариуша Вильчинского в дредах (оба преподают в Лодзи). В конце лета, узнав дату экзамена, Юлия решает послать почти готовый фильм подруге для первого фидбэка и получает ответ: скучно. Так же отвечают другие друзья и тут кино из обстоятельного и действительно несколько однообразного пересказа событий, превращается в фильм про творческий кризис, осознание себя, профессиональные комплексы и т.д. То есть опять же привет феллиниевским «8 1\2», только в случае Юлии это не поэтическая метафора, а честный анимадок, который дает ей возможность решить какие-то свои проблемы, лежащие вне кино. Углубившись в осознание собственной ничтожности и того, что предыдущие успехи были самообманом, она вдруг понимает, что это лето, которое она хотела провести с семьей, она опять провела наедине со своим фильмом и значит за оставшиеся дни нужно все изменить. И снимает финал картины вместе с родителями и братом, причем каждый из них делает и двигает куклу себя, а Юлия включает в мультфильм честное хоум видео о том, как это происходит, фиксируя смешные комментарии и подколы еще довольно молодых родителей. И все вместе это создает такое ощущение семейного счастья и поддержки, что они и становятся главным содержанием фильма.