Премьеру «Великолепного торта!» показали в Каннах на двухнедельнике режиссеров. Это кино состоит из пяти новелл, объединенных темой колониальной Африки конца 19 века и как будто сосредоточенных вокруг пяти персонажей: старого короля, мечтающего об африканских владениях (очень похожего на бельгийского Людовика II, правившего в это время), потерявшего семью пигмея, служащего в шикарном отеле для новоприбывших колонизаторов подставкой под пепельницу, дурака и пьяницы Ван Молле, удравшего с деньгами своей семьи в Африку, да там и сгинувшего, черного раба-носильщика, чудом выплывшего из реки с цепью на шее, и робкого Луи, отправившегося искать работу в Африку, чтобы не сесть на родине в тюрьму за дезертирство. На самом деле в этих как будто разрозненных историях куда больше героев, чьи пути пересекаются самым удивительным образом хоть во сне или в рассказах. Все они в равной степени главные и второстепенные от старого короля до неудачника-кларнетиста, все несчастливы, растеряны и печальны. Голос рассказчика тих и серьезен, история колонизации Африки в нескольких частных судьбах становится дорогой к гибели. Корабль, курсирующий между Африкой и Европой, будто лодка Харона, несет смерть всем: и колонизаторам и встретившимся с ними аборигенам.
Фильм начинается в зимний день 1885 года, именно тогда началась колониальная история Бельгии, завладевшей Конго. При этом время и пространство фильма скорее метафизическое, полное странных совпадений, необъяснимых загадок и возможностей для сюрреалистического перехода в другую реальность,. Все эти африканские отели, дворцы с дорожками, выложенными черепами – преддверие потусторонней жизни. Мышиная дырочка в стене колониальной виллы ведет в гигантские подземные пещеры с замшелыми фигурами, к которым кидается тоскующий пьяный Ван Молле: «Мама! Брат!», через дверцу сейфа отчаявшийся Луи выходит к заснеженному озеру, на берегу которого горит окошками его бельгийский дом, где мама готовит обед.
Что бы ни происходило в фильме, в его интонации нет ни трагизма, ни пафоса. Возможно, дело в материале: мохнатые скалы и сталактиты в подземелье, водопад из распушенного войлока, уносящий поклажу и рабов бездельника, шерстяные джунгли, обитая тканью вилла, где даже кольцо для стука в дверь, даже пивные бутылки – мягкие, тряпочный кларнет и войлочная белая пена кудрей кларнетиста, нежно ворсистые лица – все теплое, тактильное, все хочется обнять и защитить. Фильм полон смертей, но в обманчиво безопасном кукольном мире они выглядят не страшно, а абсурдно и нелепо. Этих мягких, несуразных существ невозможно осуждать, их всех бесконечно жаль. И даже старого короля, когда он сидит в ванне, а верный слуга Джордж моет его после ночного происшествия. Или когда во время важного доклада об Африке на королевском совете на его величество нападает икота. Невозможно злиться даже на скотского пьяницу Ван Молле, когда он в своем фантастическом путешествии теряет единственную подругу - возлюбленную улитку. Как будто благодаря своему мягкому материалу этот фильм смягчает наши сердца, дает возможность простить всех. Он делает нас лучше.