- Есть среди маленьких фильмов которые вы делали, что-то, чем вы гордитесь, считаете удачей?
- Их много.
- У вас нет комплексов!
- Полно.
- Профессиональных?
- Есть, но я просто знаю, где у меня сильные стороны. В первый же месяц обучения нас разделили на команды, дали аппаратуру и нужно было снять кино на несколько минут. Мы сделали совершенно шикарное кино с двумя прекрасными француженками о том, как я делаю операцию одной из них и из ее чрева вытаскиваю овощи, а потом оттуда вылезает, как монстр, французская сосиска и мы ее жарим и едим. Там красивый свет и все это выглядело как голландский натюрморт: черный фон, фрукты, это было совершенно не похоже на то, что я делал и до, и после. Я подумал: «Ни фига себе, так тоже можно!»
- Не хотелось потом с предметной техникой работать?
- Нет, потому, что дальше у нас не было такого мастер-класса и я снова вернулся к рисованной анимации. Еще мы разрабатывали заявку на питч сериала для детей и он очень удачно прошел у нас.
- Вы стали его делать?
- Нет, не стали. Нами серьезно интересовались продюсеры. Но это значило, что нужно решить, что я собираюсь посвятить кучу времени работе с этими людьми, в этой команде, над этим проектом. Я не мог на это решиться, потому что это отличается от того, что я на самом деле хочу делать. Но проект был классный, он меня очень развеселил и заставил поверить в то, что я тоже могу создавать персонажей с характерами и ситуации.
- Значит вы точно знаете, что именно вы хотите делать?
- Я хочу делать фильмы, в которых есть какой-то свой определенный тон… Трудно описать словами: меня интересует рисование движения, анимация и в этом суть того, что я делаю.
- А за вашим дипломным фильмом стоит какая-то реальная история?
- Этот фильм – большой эксперимент для меня, обычно с повествованием у меня проблемы, мне очень сложно рассказывать истории. У меня есть какой-то набор впечатлений и я не могу их связать в нарратив.
- Вообще-то вы вполне внятно разговариваете.
- Вы мне задаете вопросы и я рассказываю про свое любимое дело сейчас, поэтому мне очень легко говорить об этом. Но это не интересные истории с точки зрения развития событий. И здесь нет никакого: «потом моя жизнь изменилась… ». Я очень мучился, не мог найти сюжет и просто решил оттолкнуться от реальной истории.
- Получился связный сюжет, с драматургией.
- Да. Мне очень хорошо помогали и преподаватели, и коллеги, и все люди вокруг. Там такая атмосфера, что к любому можно обратиться и он тебе будет помогать. Это классно.
- Но главное для вас все равно не связано с сюжетом? Вы укладываете свое движение в сюжет по необходимости?
- Я по-прежнему нахожусь в поиске. Я не могу найти ту форму повествования которую могу применять для своей анимации. У меня есть интерес к движению, но я не знаю, как можно сделать из этого фильм, который будет смотреться как кино, а не просто набор каких-то движений. Мне нужно все редуцировать, сделать все сильно проще с точки зрения истории, чтобы зритель мог сконцентрироваться на движении, но чтобы там все-таки была история, а не полная абстракция. Я сейчас мечусь между абстракцией и историей и не могу найти нужную точку на этом отрезке.
- У вас очень любопытно происходит даже не движение, а какое-то превращение, морфинг, пульсирующие герои. Они интересные и по графике, и по тому как они меняются. Важен не столько характер их движения, сколько характер их изменения. Ведь обычно у вас именно это работает?
- С этим мне искренне и по-настоящему интересно работать, это то, что меня внутренне заводит, я тащусь от морфинга, от рисования этих персонажей, я его чувствую тактильно практически, когда рисую, и мне интересно смотреть, когда другие люди делают такую анимацию.
- А с цветом у вас что?
- Я дальтоник и вижу по-нормальному только яркие цвета. Я очень плохо различаю неявные цвета, хотя мне они нравятся и это тоже большая проблема. Мне не очень интересно использовать яркие цвета, мне хочется использовать приглушенные, но я их не контролирую. И этот фильм у меня черно-белый не потому что это такая задумка, а потому, что я не смог цвета подобрать.
- Вам нужен второй человек, колорист?
- Он не подберет то, что мне нужно. Он подберет какие-то свои цвета и я скажу, что это все не то. То есть я угадываю какой-то цвет, но я не смогу его воспроизвести, смешать краску, понять чего там нужно добавить, в какую сторону сдвинуть, чтобы вышло то, что нужно. Я купил себе очки для дальтоников и они не работают. Я не могу повторить тот цвет, что у меня в голове.
- А технически это не решается? Вы же программист.
- Я не программист уже совсем, забыл все, что знал.
- Вы фильм когда закончили? Какая его фестивальная судьба?
- Прошлым летом, год назад. Права на фестивальные показы принадлежат школе, они рассылают наши фильмы, какие-то куда-то принимаются, нас приглашают и мы ездим.
- Вы не планировали после этого остаться работать во Франции?
- У меня был проект, я подал его на резиденцию, его отклонили. Не было запасного плана, потому что я думал, что у меня отличный проект, и уже некогда было делать другой, потому что я заканчивал свой дипломный фильм.
- А этот, отвергнутый проект, вы будете делать где-то еще?
- Наверное нет, сейчас я как-то потерял к нему интерес. Но у меня много других, на которые я, возможно, когда-нибудь смогу написать заявку и послать куда-то.
- Значит, у вас есть идея, что надо работать во Франции?
- Нет, у меня нет такой идеи, мне просто хочется путешествовать чаще, а не сидеть все время дома, потому что я вернулся к той же ситуации, в которой я был…
- Может быть двинуться в Москву, где анимационный круг гораздо шире?
- Это один из вариантов. Просто в Москве очень дорого жить и для этого мне нужно иметь очень классную работу там. Я сейчас не зарабатываю на то чтобы жить в Москве.
- А снимать жилье вместе с кем-то? Молодежь сейчас по-моему вся так в Москве живет.
- Я так не могу, мне нужно личное пространство. Мне нужно куда-то приходить и вместе с кем-то работать. Мне нужно взаимодействие профессиональное, а не бытовое.
- Вы вернулись домой и стали работать с теми же клиентами, что и раньше, как будто вернулись на два года назад. Что вы делаете для того, чтобы все же двигаться поступательно, а не взад-вперед?
- Ну вот я приехал на Суздальский фестиваль например.
- Вам важна фестивальная атмосфера, вас это бодрит?
- Я в восторге. Я должен признаться, что я очень ленивый зритель, то есть я мало смотрю. Мне интересно копаться в очень определенной анимации, которая мне нравится и я себя там комфортно чувствую. Это какая-нибудь японская экспериментальная, а остальную мне уже лень смотреть. А здесь я смотрю все и оказывается, так много интересных фильмов делается в России. Дебютный показ был лучшим показом в моей жизни.
- Да, надо сказать, он был ударный. Ну и сама фестивальная атмосфера должна давать вам зарядку. К тому же познакомились тут наверняка с большим количеством людей, с которыми будете теперь иметь дело.
- Надеюсь, что да. И я чувствую что мне гораздо веселее, чем дома.