Блог Крока 2.
Студенты и самые короткие фильмы
Ну а теперь пора рассказать о самом фестивале и фильмах, которые запомнились. Начну со студенческих.
Одним из самых коротких фильмов программы (меньше минуты) был фильм Полины Кампиони «Баттерфляй» про школьника в бассейне, не умевшего и боявшегося прыгать с трамплина. Я про этот фильм как-то писала, мне он нравится своей живописностью и юмором в изображении, но историю Полина, видимо, не любящая говорить лишнее, явно недотянула, а разыграть, найдя нужные акценты, можно было бы. Из тех, с кем я обсуждала фильм, включая его поклонников, мало кто понимает, что на самом деле это история про то, как мальчишка, пока летел в воду, кувыркаясь, - вырос, и вот он выныривает, а у него уже усы. А вообще я очень рада, что выпускники Курсов художников-аниматоров в Цехе уже не воспринимаются общей симпатичной кучей, а ценятся, как самостоятельные режиссеры.
Про фильм «Большое купание» француженки Элиз Огартен ( Élise AUGARTEN, «Le Grand Bain»), симпатичной картине о маленькой девочке, потерявшейся в большом бассейне, я уже писала из Анси. Хочу добавить только, что спросила ее, что там у нее за «оригинальная техника» (кроме того, написано – сыпучая и рисованная анимация), которая дает эффект размываемого водой рисунка, но на обычную сыпучую не очень похожа. Элиз сказала, что на самом деле это просто рисование, а все мелкие кусочки вокруг – раскрошенный грифель и мусор от бумаги и ластика, оставшиеся после стирания. Вот это я понимаю – безотходное производство!
Еще один французский студенческий фильм - «Волосатые» снят, как это часто бывает, большой студенческой командой: Гийом Оберваль, Леа Дозуль, Симон Гомес, Тимоте Эк, Юго Лагранж, Антуан Ляруа, Давид Лашкари («Poilus» , Guillaume Auberval, Lea Dozoul, Simon Gomez, Timothe Hek, Hugo Lagrange, Antoine Laroye, David Lashcari ). Кино, как я понимаю, посвящено первой мировой, но в роли солдат – зайцы. Первый страх, встреча с врагом, который оказывается своим и т.д. Кино не бог весть, но 3D хорошо сделано. Вот оно целиком:
Ну и еще один французский студенческий фильм с суперским 3D, о котором я уже тоже писала «Гибриды» (он огромный успех имеет, для меня не вполне объяснимый, как, впрочем и прошлогодний Garden Party, номинировавшийся на Оскар, боюсь, что дело в правдоподобии, которое всегда высоко ценится) студенческой команды Флориан Браух, Йоган Тиро, Ромен Тирион, Матьё Пюжоль, Ким Теляд («Hybrids», Florian BRAUCH, Yohan THIREAU, Romain THIRION, Matthieu PUJOL, Kim TAILHADES). Теперь он целиком в сети
а вот, кстати, и как его делали
Латышский фильм Лианы Михайловой «Головокружение» ( Liāna Mihailova, «Vertigo») - история человека, который боится высоты и не может прыгнуть в воду, придя на пляж. Его как-то не очень заметили, а мне он понравился – и вот этим ощущением тревоги и головокружения, и нестандартным рисованым дизайном. К тому же написано, что она ученица Эдмунда Янсонса, а для меня это знак качества.
Милейший фильм «Гудок» вьетнамца Триэт Ле ( Triet Le, Còi (Honk)) учившегося в Америке. Там самая прелесть в том, как весь этот бесконечный транспорт гудит его голосом. На обсуждении парень рассказывал, что во Вьетнаме все гудят, как безумные, он этого терпеть не может и отец тоже его учил: если хочешь погудеть, лучше втопи тормоз. Вот фильм целиком.
Еще одна французская команда из школы Жоржа Мельеса со скромным, но симпатично придуманным фильмом «Sweet Wee Hours», который перевели, как «Ни свет ни заря» (или «Милые сердцу часы»), режиссеры Жюдит Эрбет, Инес Брини, Жюльен Кортей, Леа-Каролин Ляршер (Ces p'tites heures), Judith Herbeth, Ines Brini, Julien Cortey, Lea-Caroline Larcher) . В фильме видео соединено с двухмерной рисованной анимацией, что как раз работает на историю о фантазиях девушки, которая вечером смотрит на окна домов и представляет, что эти люди делают. И они тут же со своими делами оказываются с ней в одной квартире.

Теперь про моих любимых эстонских студентов, учеников Пярна (кстати, фильмы в программе почему-то не полностью совпадали с первоначальным списком). Их было пять и три из них мы показывали раньше на БФМ в программе студентов Пярна из эстонской Академии художеств. Первый «Однажды на полях скуки» сняла Теэле Штраус (Teele Strauss, «Ükskord igavuse väljadel» (Once in the Fields of Boredom), и для него очень интересную технику придумала: фильм – это проекция рисованной анимации на разные поверхности. Даже не могу сказать, что мэппинг, поскольку поверхности меняются и в этом смысл. Сюжет не существенный: сидит пара за столом и скучает. Все это проецируется на стену деревенского дома. А потом вдруг жена исчезает и муж бежит в поисках ее по ночному лесу. Это очень красиво – переливание его фигуры по деревьям и кустам, когда она исчезает и снова возникает. Потом он видит, как она уже сидит за столом с другим – тоже на стене дома. Теэле рассказывала, что ехала на машине с проектором по лесу, одновременно снимая то, что получается. Очень эффектно.
Второй фильм – совершенно прелестный и мы его тоже на БФМ показывали - «Пенелопа», его сняла финская магистрантка Пярна Хэта Яэлиноя (Heta Jäälinoja, «Penelope»). Звонок в дверь - и спящая Пенелопа подскакивает и бежит не открывать, а наводить порядок в безумном домашнем бардаке, скорее пытаясь его прикрыть, чем действительно что-то сделать. Все, понятно, валится из рук, это очень мило, узнаваемо и смешно, ну и ясно, что ничего соткать нормально это женщина и не могла бы, и распускать ей нечего. Да и нужна ли Одиссею, чьи волосатые ноги мы видим в конце, эта уборка – бог весть.
Третий эстонский студенческий фильм -«Пищевая цепочка» сняли Мари Киви и Лиис Кокк (Mari Kivi, Liis Kokk, «Toiduahel» (Food Chain)), это новый пярновский выпуск и картина не для слабонервных. Кукольный фильм о фабрике, где делают еду, для которого девочки придумали все самое отвратительное, что можно себе представить – и шоколад из дерьма, и начинка пиццы из блевотины и др. Люди там работают в противогазах, вокруг мухи, и когда смотришь фильм, тоже хочется отползти. А в финале эти самые работники, переодевшись, идут в магазин, и все, что только что наготовили, закупают в огромных количествах. Фильм этот представляла одна Мари, нежная красивая девушка, я ожидала кого-то более брутального для такой истории. Но Мари на обсуждении рассказала, что у нее и напарницы был опыт работы на пищевых предприятиях и кухнях, так что это отвращение очень личное и его можно понять.
Четвертый эстонский фильм - «Прокрастинация» магистерский фильм первого года украинской студентки Пярна, теперь живущей в Америке, Наты Метлух (Nata Metlukh, «Procrastination»). Очень остроумная минутная история, которую дольше рассказывать, чем посмотреть. Вот она:
Пятый фильм - Люции Мрзляк «Угол» (Lucija Mrzljak, Corner) - я давно люблю и мы его тоже показывали. Люция вообще-то из Хорватии, но вполне в традиции сегодняшних путешествующих студентов училась сначала в Загребе, потом в Кракове, а это фильм уже с магистерского курса в Таллине. Она очень хороший иллюстратор и теперь, как я понимаю, работает в Эстонии, в программе был еще один ее фильм – уже дебютный, снятый на Юнисфильме. «Угол» – это пример чисто анимационного пространственного парадокса, которым так владеют ученики Пярна, а здесь весь фильм на нем построен. Вот он целиком
Польский студент был только один, из Кракова, - Петр Кабат снял обаятельный киноманский «Суперфильм» (Piotr Kabat «Super Film») в эстетике рисунков в театради подростка, влюбленного в кино и комиксы и мечтающего сделать что-то великое, а лучше сразу все: боевик, детектив, фантастику , ужасы и др, смешивая в своих грязных черно-белых рисунках катастрофы, роботов, космонавтов и лихие автомобили на грязных улицах - с восторженными комментариями, баблами и случайными почеркушками. В общем, в несколько панковском, но очень энергичном стиле.
У Йелле ван Мерендонка из Голландии фильм «Что еще» (Jelle van Meerendonk, «What Else») тоже был в несколько панковской графике. Это история из жизни однорукого кофейного аппарата, который очень любил свою работу. Там очень забавные персонажи, у которых рты на лбу, над глазами. Вот фильм целиком
Ну и последний из студенческих – фильм тайваньца Йэнь Лян Чэня со странным названием, которое на Кроке перевели, как «Я в пОрядке?» (Yen Liang Chen, «Am I Oright») – полуабстрактная анимация, строящаяся, как рисованная музыка. В конце он показывает немного, как он играл и записывал детские игрушки и музыкальные инструменты, потом использовал компьютер, голос, микшировал, в общем, экспериментировал.
Теперь переходим к следующей категории – дебютам. Их традиционно гораздо меньше. И вот вам еще одна режиссерка-космополитка: Капюсин Мюллер (Capucine Muller) из Франции, после анимационной школы на родине поехала учиться в отличную школу МОМЕ в Венгрии, а потом в магистратуру в КАСКе в Бельгии. Все школы первоклассные, да и девушка не промах. Этот фильм – в сущности заказанный ей группой «Karaboudjan» клип на композицию «Maikeulboudjan» (как она говорит, это название корабля в комиксе про Тинтина). Но поскольку группа, как нынче говорится, олдовая (всем под 60), то она решила сделать клип немного ретро. Ну и придумала сюжет про немолодую пару, которая ссорится из-за мытья посуды, который, правда, теперь смотрится, как реклама посудомоечных машин.
Продолжаю про ученицу Пярна Луцию Мрзляк, которая свой дебют сделала со своим соучеником Мортеном Цинаковым на эстонской студии Юнисфильм. Фильм под загадочным названием «Демонстрация совершенства в четырёх движениях» (Morten Tšinakov, Lucija Mrzljak, «A Demonstration of Brilliance in 4 Movements») и сам совершенно загадочный, а по всем своим алогичным связям и сюрреалистическим поворотам очень «пярновский». Не могу о нем сказать более внятно, чем авторы сами в своем синопсисе: «Люди ждут избранного. Избранный рожден – взрослый мужчина в костюме. Они следуют за человеком и аплодируют его артистичным и абсолютно бессмысленным представлениям. Вдруг посреди номера он допускает ошибку, и люди, которые его боготворили, уходят. В одиночестве он встречает женщину, которая была создана для него. Театральные представления продолжаются…». Дизайн тоже острый, совсем не похожий на то, что я видела в других фильмах Луции и в ее иллюстраторских работах. Возможно, это влияние Мортена.
Дальше надо сказать про уже ставший традиционным французский поэтический проект под общим названием «На пороге школы», в котором недавним выпускникам анимационных школ предлагается сделать фильмы по стихам какого-то знаменитого французского поэта. Они уже несколько лет такое делают и мне очень нравился год, когда был Превер. В этом году выбрали Клода Руа (мне, впрочем, он показался менее удачным), в кроковской программе опять было несколько фильмов из этого проекта, в том числе фильм Наташи Чернышевой, которая теперь после Пудрийера ищет проекты и в России, и во Франции. Наташа выбрала стихотворение «Потерянный сад» (Natalia Chernysheva «The Lost Garden» (Le jardin perdu)), получилось славно, хотя не так ярко, как у нее обычно, да и само стихотворение в русском переводе не показалось очень выразительным.
Еще был совсем коротенький милый фильм из Грузии Элен Себискверадзе «Маленький жучок» (Elene Sebiskveradze, «A Little Beetle») – минутная обаятельная история (которую Элен еще планирует продолжить), очень остроумная по дизайну. Условный жучок из нескольких деталей как будто бежит по белому пространству, при этом сам он словно прозрачный и сквозь него просвечивает поле в ярких цветах. Элен говорила, что это живопись на подсвеченном стекле. Этот фильм был у нас в программе БФМ в этом году.

Ну и последний из дебютов, о котором можно сказать – это южнокорейский фильм «Муживотные» режиссерки Чиён Ох («Manimals» OH Jihyeon) – забавное, хоть и несколько обидное кино, где героиня вспоминает своих бывших бойфрендов, каждый из которых напоминал ей какое-то животное и вел себя соответствующе:

Из тех фильмов, о которых я писала из Анси еще было «Яйцо» Мартины Скарпелли (Egg, Martina Scarpelli) – дизайнерски эффектно снятый монолог анорексички, тело которой все больше сжимается внутри кубика. Мартина рассказала, что это ее личная история и жила она в то время в Милане в очень маленькой квартирке. И что посвящает свой фильм она маме, которая как раз сейчас вылечилась от рака.
В категории фильмов до 5 минут получилась странная смесь, соединяющаяя авторское кино с рекламой и сериалами, а детское со взрослым. Был, например, новый фильм нашего независимого пластилинщика Сергея Рябова "6:1" про то, как в поезде девочка играла в шашки с котом. Рябов снимает вполне симпатичное детское кино (уж не говорю о том, как уважаю то, что он упорно делает свое), но по нему совершенно невозможно догадаться, что оно снято сейчас, а не, например, 50 лет назад.

Из других российских картин в программе был и двухминутный коллажно-эротический фильм Саши Свирского Lavo, вот он целиком
Лиза Астрецова превратила в кино один из своих очень симпатичных лупов, сделанных в качестве прокрастинации посреди работы – теперь он называется «Грустная штангистка» («Sad Weightlifter»), хоть обнаженная женщина поднимает не тяжести, а всего лишь рюмку.

Из прикладного (уж не знаю, почему оно появилось в авторском конкурсе) в короткой номинации показали одну из серий обаятельного нового сериала для малышей про буквы и чтение «Бодо Бородо» Владимира Сахновского с хулиганским бородатым героем. Эффектную заставку «Киностудии КИТ» Александр Петров, разумеется снял со своим знаменитым морем и китом, да и куда без них при таком названии студии.
И последний из российских фильмов до 5 минут, о которых я еще не рассказывала - еще одна серия из проекта «Доверие». «Лор» (Как сохранить веру во врачей) Нади Мира, где использовался метод доканимации с реальными интервью. Причем само интервью из этой серии про человека, которому в горло попала щетинка и он перепробовал кучу врачей, пока не доверился последнему – не слишком удачное, оно как-то не развивается, а идет по кругу, а забавные и не похожие на людей персонажи, - вполне удались.
Самой смешной в программе, пожалуй, была очередная маленькая штучка от знаменитого аргентинца Хуана Пабло Зарамеллы «Герои» ( Juan Pablo Zaramella, «Heroes») – история про банду драчунов (в роли которых выступали пальцы одной руки, к которым присобачены нарисованные ручки, глаза и усы), – мнящую себя непобедимой, брутальными героями, которые всех порвут, но все равно в армрестлинге побежденных (тизера найти не удалось).

Забавный войлочный фильм британца Мэтью Ли (сейчас он учится в магистратуре Национальной школы кино и телевидения и это, видимо, его учебная работа) «Давление в салоне» (Matthew Lee, «Cabin Pressure») – история о том, как аккуратный и правильный пассажир самолета, возмущенный поведением своей соседки, совершенно слетает с катушек, когда решает, что самолет падает и в последние минуты позволительно все (разумеется, оказывается, что никакой катастрофы нет). Вполне ходовой анекдотический сюжет, но симпатично сделан и персонажи смешные.
Еще в программе было новое загадочное кино японки Сарины Нихэй, учившейся в Англии, в RCA, и прославившейся дипломным фильмом «Маленькие люди в шляпах» - совершенно непонятным, тревожным и с очень интересной, запоминающейся графикой. Новый фильм называется «Кроличья кровь» (Sarina Nihei, «Rabbit's Blood») и так же герметичен, как продолжение необъяснимых и кровавых событий в том же странном мире. Вот оно целиком:
Среди маленьких фильмов было два детских: как всегда прекрасная Юлия Окер, снявшая на знаменитой немецкой студии Фильм Бильдер уже большую серию бессловесных и очень остроумных фильмов про животных Animanimals. На этот раз героем был «Ленивец», слишком сонный, чтобы съесть мороженое (Julia Ocker , «Sloth»\ Faultier)
https://www.kika.de/animanimals/sendungen/videos/video55018.html

И новый фильм швейцарки Лены фон Дёрен «Маленькая птичка и гусеница» (Lena von Doehren, «The Little Bird and the Caterpillar»). Мне очень нравился ее предыдущий, кажется дипломный фильм «Птичка и листик», где они спасали друг друга от лисы, а теперь в компанию включается вечно пукающая гусеница, которая к финалу превращается в бабочку.
Всеобщий любимец после своего первого хита «Ветер», Роберт Лёбель, на этот раз вернулся на Крок сразу с двумя фильмами. Про «Связь», где пара героев была соединена друг с другом волосами и постепенно ослабляла связь – я писала из Анси, где фильм был в детской программе. Вторым на Кроке у него был фильм «Остров», снятый в паре с Максом Мёртлем (Max Mörtl, Robert Löbel, «Island»), неожиданно соединяющий обычный для Роберта компьютер с куклами и весь построенный на звуке, в ритме которого на острове двигались и размножались и смешные геометрические животные с птицами, и вулканы, и море.
Португальская режиссерка Жоана Тосте, которая тоже не в первый раз на Кроке и всегда была автором вполне традиционного хорошего рисованного кино, на этот раз сделала чистый концепт, очень остроумный на мой взгляд. Она назвала фильм «Рисунки» (Joana Toste, «Drawings»), но действуют у нее на чистом листе только написанные слова: движется слово «мужчина», встречает «дерево», с неба падает по буквам «дождь», проплывают «облака», падает, как подстреленная «птица» и так далее. Ей, правда, потом на обсуждении сказали, что для цельности нужно было бы сделать титры картинками и она ответила, что думала об этом, но побоялась, что звукорежиссера в портрете не узнают.

Раз уж я столько рассказывала об учениках Пярна, то нельзя не сказать и про его собственный фильм в программе, хотя я уже как-то об этой ленте писала (пару лет назад мы его показывали на БФМ). «Слепой охотник. Хантыйская сказка» (на БФМ мы переводили, как «Охотник без глаз. Хантыйская история») Прийта и Ольги Пярн (Priit Pärn, Olga Pärn «The eyeless hunter. A khanty story») была снята, как я помню, по заказу этнографического музея. Пярнам выдали хантыйскую сказку, которая, как часто бывает с северными сказками, кажется очень странной и жесткой. Там речь о том, что жена, недовольная тем, что муж приходит домой без добычи, пошла по его следам в тайгу, нашла его спящего, вынула у него глаза и спрятала. Там дальше еще немало загадочных событий, но в результате муж разгадал ее хитрость, нашел пропажу и снова стал зрячим. В соответствии с общей непривычностью истории, и Пярны строят свой абсурдный рассказ, в котором много неожиданного и смешного, а монохромная, как будто процарапанная графика немного напоминает северную (трейлера не нашла).

В эту же программу загадочным образом попал симпатичный кукольный фильм 23-х-летней польской студентки из Лодзи Каролины Боргияш «Три женщины на скамейке» (Karolina Borgiasz «Three Women on a Bench») – отличная кукольная зарисовка о трех бабках, на скамеечке обсуждающих проходящих мимо – трех очень узнаваемых характерах и социальных типах.

Ну и последним в этой категории хочу рассказать про фильм «ААААА» японской хулиганки Савако Кабуки, которая уже несколько лет (со времен своей студенческой работы «ANAL JUKE - anal juice», прокатившейся по всем фестивалям) числится самой беззаконной молодой звездой (Sawako Kabuki, «WAAAH»). Обычно в фильмах Савако много секса (связано ли это с тем, что после университета она работала на порностудии или тут логика обратная – не знаю), но в этой двухминутной картине впервые дело не в сексе. Тут парадокс строится на том, что, как она пишет: «я синхронизировала плач ребенка и всю горечь, которую я испытывала в жизни». Вот целиком:
Перед тем, как перейти к следующей категории (это будет уже в третьем кроковском блоге), расскажу про один из мастер-классов, который вели члены жюри. Я побывала на двух из них и первый вел Якоб Шу, прекрасный режиссер, работающий в коммерческой анимации очень высокого уровня, в частности, сорежиссер фильмов «Груффало» и недавних «Хулиганских сказок» по Роальду Далю, которые мы показывали на БФМ дважды.
Его рассказ о том, как он работал на «Хулиганских сказках», казалось бы высокобюджетном проекте, о каком нашим аниматорам невозможно и мечтать, был рассказом не о золотом рае, а о невероятно тяжелой пахоте и бесконечных финансовых ограничениях, вынуждающих принимать самые экономные решения, которые часто оказывались очень остроумными. Сам Якоб выглядел очень милым человеком (впрочем, это и раньше было известно) и особенно подкупил профессиональную публику тем, что бесконечно восхищался своей коллегой Надей Мира (она тоже была на фестивале), рассказывая как она из художника по декорациям, стала человеком, которые определяет чуть не всю художественную часть фильма. Для российских аниматоров самый интересный сюжет в его рассказе был связан с производственным процессом и деньгами. Шу работал на ВВС, но все время объяснял, как важно сократить затраты, рассказывал, как например, они в конце концов отказались в сцене бала Золушки, во-первых, от колес и лошадей в карете, оставив только саму форму кареты, а во-вторых от встречающей ее толпы, обозначив ее только вспышками камер и тем сэкономили примерно 20 тысяч евро. Якоб рассказывал, что они сделали за 17 месяцев 2 фильма по 30 мин, хотя обычно на 1 такой фильм положено 16 месяцев. Что у них была маленькая команда, причем международная, работающая по всему миру: он еще с частью людей сидел в Берлине, озвучка делалась в Англии, а большая часть аниматоров – в Южной Африке (я вообще раньше о таком месте для заказа анимации не слышала). В сумме аниматоров было не много - человек 6 в Берлине и 15 в Африке. И вот он говорит, что раз большая часть параметров фильма фиксирована – хронометраж, количество сцен, число персонажей (их было 40), то единственное, что можно сокращать, чтобы удешевить картину – это число правок на сцену. И они выработали правило давать режиссеру право не больше, чем на 2 правки на каждую сцену. Наши режиссеры были в шоке, поскольку у нас платят за секунду сделанной анимации и режиссеры дожимают аниматоров множеством правок, пока те не сделают так, как надо. А у Якоба аниматорам платят фиксированный оклад. Русские ужасались: да у нас вообще бы аниматоры ничего не делали, если бы платили по времени, а не сделанной работе! А Шу трогательно на это отвечал: «Поскольку все знают, что больше двух правок быть не может и аниматоры видят, что мы сами тяжело вкалываем, побольше, чем они, то все стараются. Тут просто надо чтобы тебя любили - надо быть хорошим человеком». Впрочем, наши режиссеры были уверены, что в российской ситуации это не работает. Все хором говорили, что чем ты мягче, тем больше шансов, что тебе все запорют и даже я знаю много случаев, когда мягкому человеку было неловко много раз просить переделать негодную работу, он ее принимал и платил, а потом доделывал ее ночами сам.

На этом все, осталось совсем немного рассказать, но это будет уже в последнем, третьем кроковском блоге.
Блог БФМ