Фильм дебютантки из Екатеринбурга Полины Федоровой «Бирюк» - единственное российское кино, отобранное в самую престижную короткометражную программу фестиваля в Анси, после которого, как уже известно, фильм поедет на знаменитый японский фестиваль в Хиросиме. Вообще-то в Анси поедут еще несколько отечественных фильмов, но большинство из них попало в недавно созданную программу «для молодой публики», что все же не так почетно. Парадокс: те российские фильмы, которые сейчас стоят в «детско-подростковой программе» французского фестиваля (вроде «Теории заката» Романа Соколова) на российских фестивалях скорее попадают во взрослые программы. А «Бирюк», наоборот, у нас на суздальском фестивале получил диплом в категории «за лучший фильм для детей» с иронической формулировкой «за художественное внедрение народной педагогики».
Сюжетный ход у фильма Полины довольно бесхитростный: деревенская бойкая девочка шалит перед сном, бабушка не может с ней сладить и обещает, что за такое поведение придет некий Бирюк, заберет ее и съест, и для пущей убедительности топает за дверью, как неведомое страшилище, пугая ребенка. А наутро девочка встает, как шелковая, и обещает, что не будет больше баловаться, лишь бы Бирюк не приходил. Педагогика, конечно, так себе, но вполне традиционная, так же как вполне традиционно выглядит начальная и финальная сцены с милой и цветной рисованной анимацией на деревенскую тему: кошка, бабушка, пирожки, солнце в окно. А самое интересное в этом фильме и свое, причем лежащее в русле авторской уральской анимации,– почти монохромная сцена ночного кошмара девочки, почему-то оказавшейся ночью в лесу и убегавшей от чего-то похожего на ожившее монструозное дерево, как она, видимо, представила себе Бирюка. И то, что было совсем не понятно, что это за ужасное создание, особенно пугало, да еще вокруг носились страшные волки, филины, от которых было не скрыться. Вот эти короткие несколько минут ужаса обещают в будущей судьбе Полины, как режиссера и художника (она была и тем и другим на фильме) много интересного.