Блог Анси 1.
Первый день.
автор: Дина Годер

Ну что же, начнем рассказ про Анси с показа, чем начинается каждая программа. Во-первых, крутят анимированную афишу с анонсами, пока собирается зал, по-моему, она получилась очень элегантная.
Во-вторых, вот вам уже полноценный партнерский ролик – длинный и энергичный, со всеми спонсорами. Но поскольку никакой веселой песенки там нет, а сплошной текст, то студентам петь нечего, зато они дружно повторяют некоторые ключевые реклики, и, как обычно, хором вопит: «Lapin!» (кролик), как только видит традиционного гигантского кролика на экране.
В-третьих, после партнерского идет имиджевый ролик, каждый день новый. Традиционно его снимают студенты киношколы Гоблен и в этом году, поскольку фокус на анимации Бразилии, все студенческие ролики посвящены с бразильским уклоном. В первый день показали очень атмосферный портрет Рио де Жанейро.

Ну и не могу не показать общую рекламную нарезку фестиваля.
Кстати, несмотря на то, что всюду объявлено, что главные темы фестиваля – Бразилия и Музыка в анимации, сразу обозначились темы неофициальные, не заметить которые невозможно. Первая – женская (в разных аспектах, в частности сексуальном), это не сегодня началось, но распространяется прямо взрывным образом. И неожиданно еврейско-израильская, где большая часть сюжетов связана с арабо-израильским противостоянием, но не только.

А теперь к программам первого дня, которые мне удалось увидеть. С утра пошла на полный метр Virus Tropical колумбийца Santiago CAICEDO. Кстати, буквально на днях анонсировали его показ в Москве. Надо сказать, сейчас хотя бы мельком и боком, заметные анимационные полные метры в Москве появляются, тут важно следить за афишей и ловить. Выбрала я этот фильм за нестандартную черно-белую картинку, рассказали, что фильм построен на автобиографическом графическом романе Паолы Гавириа, Сантъяго уверял, что там самое главное - потрясающий сильный женский характер, но я ничего такого не увидела. Это просто история семьи с тремя дочерьми, в какой-то момент отец их оставляет и вот мы видим, как живут женщины разного возраста, каждая со своими проблемами и Паола – младшая дочь. В жизни этой нет ничего особенного, проблемы, как у всех, главным образом подростковые и прочие возрастные, рассказ движется заурядно, даже нудно и единственное, что развлекает при просмотре – забавно придуманное для такого рисунка и перекладки движение.

Второй полный метр, который я посмотрела в этот день – внеконкурсный Captain Morten and the Spider Queen в постановке Kaspar JANCIS, чьи рисованные абсурдные короткометражки я люблю. Этот фильм он снял по своей детской книжке, написанной лет семь назад, причем с куклами, очень похожими на персонажей из его книжки. Снял на замечательной эстонской кукольной студии Нукуфильм, с которой БФМ тоже дружит, и был это большой международный проект с Бельгией, Ирландией и Британией. Для эстонцев прямо огромный – продюсер сказала, что это самый дорогой эстонский фильм ever, включая игровые. Насколько я понимаю, кукол делали эстонцы, а британцы главным образом компьютерные эффекты, море и др. История тут вполне оригинальная про рыжего Мортена, мечтавшего стать капитаном и, видимо, в своих фантазиях, вдруг ставшего крошечным и попавшем на борт собственного же кораблика-ботинка, захваченного командой насекомых, подозрительно похожих на соседей мальчика. В фильме действительно видна очень большая работа, мне кажется, дети должны ее с увлечением смотреть - там есть очень напряженные моменты, мне особенно нравится, как злобная паучиха выстреливает чем-то вроде струи резинового клея, на расстоянии связывающего врага по рукам и ногам. А лучший герой там – не Мортен, а его такой же рыжий папа, капитан и сочинитель абсурдных рассказов про свои приключения, вроде истории о том, что мама Мортена, когда они путешествовали по Северу, от холода превратилась в пингвина. В общем, настоящий Мюнхгаузен. И на самом-то деле очень похожий на самого Каспара. Кстати, с 15 августа во Франции начнется прокат «Мортена», пойдет сразу в 80 копиях и во время фестиваля Каспара не выпускали из рук французские журналисты. Кажется, он уже начал вешать им на уши лапшу не хуже папы Мортена.

Третьим полным метром, который я планировала увидеть в первый день был Dilili in Paris французского почти классика Мишеля Осело, приключения на фоне «прекрасной эпохи», но на открытие я не попала, так что про Осело вам расскажут другие, а я перехожу к короткому метру.

Первая программа была не очень ровная – среднего хватало. Началась она с трогательного фильма Weekends американца Trevor JIMENEZ про мальчика, живущего между разведенными родителями, уезжая к папе на уикенды. Нет никаких явных драм, родители хорошие, у мамы появился друг, папа беспорядочно живет в огромной квартире, полной странных вещей, например, у мальчика в комнате рядом с кроватью, вечно глядя в окно-витрину стоит большой красный конь и мальчик среди ночи иногда залезает на него досыпать. В целом вроде бы все нормально, но у родителей своя жизнь и то, что мальчику плохо, мы понимаем только по его страшным снам и общему ощущению неприкаянности. На следующий день на «завтраке с режиссерами», которые ведет арт директор фестиваля Марсель Жан, Тревор рассказывал, что вообще-то это автобиографическое и даже такой сюрреалистический красный конь стоял у него в комнате в отцовской квартире. А мать так же играла на пианино. Так что самое удивительное в кино всегда оказывается документальным.

Вообще, личные истории, в той или иной степени документальные – важный тренд. В этой программе вторым фильмом был уже в большой степени анимадок Guaxuma, французско-бразильской режиссерки Nara NORMANDE, где самым интересным была техника. Это воспоминание о ближайшей подруге детства, они обе выросли на бразильском пляже Гуашума, потом героиня уехала с кем-то из разведенных родителей, потом вернулась, а подруга умерла. Грустная история рассказывается через воспоминания на песке – фотографии, куклы, песчаные куклы-скульптуры и сыпучая анимация из песка. Песок был важен, поскольку вся жизнь происходила в нем, дети взрослели (смешно как грудь на песчаных куклах возникает, как ракушки, а волосы из подмышек вырастают как колючки). И основная съемка была тоже на пляже за 20 дней.

Удивительный американец John MORENA представлял фильм Slurred, а вообще у него в конкурсе фестиваля 6 коротеньких фильмов, в каждой программе по штуке, очень разных, судя по всему (я уже видела 4), из одного проекта. Джон устроил себе настоящий челендж, говорит, что много лет работал в рекламном агентстве и понял, что своих фильмов у него нет, несколько раз пытался снять что-то «нормальное», со сценарием, но не выходило. Тогда придумал, что снимает по фильму в неделю и так снял за прошлый год 52 фильма по минуте-две. Говорит, что опыт рекламы помог. Причем, каждый дня за три, поскольку одновременно делал работу для заработка тоже. Продвигал через инстаграмм, сначала фолловеры считали, что он псих, потом поняли. Фильм Slurred – о том, в чем обвиняют, и чем оскорбляют женщин: на экране падающие слова, постепенно заполняющие экран (это первая часть) и мужчин (ничего не падает, пустота). В обсуждении женщины говорили, что мол, неправда, мужчин тоже оскорбляют. Но Джон стоял на своем, что по тому исследованию, которое он сделал (видимо, среди своих знакомых), те слова, которыми мужчин обзывают – либо не воспринимаются, как обидные, либо переводят их в другую сексуальную группу (видимо, если обзывают пидорами), а обидными обзывают только женщин. В общем, не буду больше о нем рассказывать – вот тут все фильмы.

https://www.instagram.com/area52flix/

Симпатичный фильм про Чарльза Буковски Love He Said сделала француженка Inés SEDAN, основываясь на аудио-записи одного его концерта в 70-х годах - чтении, где люди ждали от поэта-выпивохи чего-то провокативного, а он прервал выступление от слез. Ее так поразило это несоответствие, что она решила сделать фильм и соединила черно-белую, как будто документальную, живопись о выступлении (основанную на фотографиях и ротоскопе) с цветным ироническим рисунком о любовной истории.
Happiness британца Steve CUTTS получился довольно заурядным и прямолинейным – кто только не снимает про мир потребления. Тут герой – крыса в крысином мире хватает все, что в рекламе маркируется, как счастье (от телевизора до выпивки), но счастья почему-то нет. А потом от антидепрессантов он на какое-то время превращается в счастливого Микки Мауса (это, кстати, выглядело остроумно), а потом все снова стало плохо. В общем, чего рассказывать – вот он целиком.
Tears of Chiwen китайца Sun XUN, исследующего, как традиционные и мифологические мотивы в китайском искусстве трансформируются в современности, тоже есть в сети целиком.
Еще одно кино из программы есть в сети целиком - Death Van канадца Michael ENZBRUNNER, совершенно сюрреалистические и диковатые космические музыкальные приключения, причем с куклами. Кстати, музыку он сам сочинил

Любимец мой, иронический англичанин Paul BUSH, любящий делать фильмы, каталогизирующие разные объекты, на этот раз сделал фильм Ride про старые мотоциклы, 50-60-х годов (начинает даже с велосипеда), причем сделал его в Португалии, поскольку нашел там частный музей мотоциклов (в конце даже есть кадры из него, кажется там их тысячи) и хозяин разрешил их снимать, но, как сказал Пол, не в обуви! Сделал снова пиксиляцию, где мотоциклы меняются с дикой скоростью, вернее, это выглядит, как один мотоцикл, мелькающий уже почти неразличимо, а рядом с ним мотоциклист, который его протирает, а потом садится и едет (под ним мотоцикл продолжает превращаться). Трейлера нет, но про фокус этой езды есть ролик. Смешная, кстати, там в конце игра масштабами: этого уехавшего далеко мотоциклиста берет в руку человек и оказывается, что это игрушка.
Ну и последний, французский La Mort, père & fils режиссеров Denis WALGENWITZ, Vincent PARONNAUD (DIT WINSHLUSS)– вполне заурядный , хотя с внятной попсовой историей про семью Смерти из папы и сына (уже сколько я видела историй из жизни смертей), но сын не хочет заниматься смертью, а хочет быть ангелом-хранителем. У него, понятное дело, не выходит, но папа его выручает и они снова живут душа в душу. Сделано вполне симпатично с куклами (очень много, кстати, кукол, причем отличных в этом году) и компьютером.

https://www.lextracourt.com/catalogue/films/la-mort-pere-fils/

И последней в этот день я посмотрела программу короткометражек Films Off-limits. Обычно там много интересного, экспериментального, но в этот раз программа была на удивление скучная. Из того, что было заметно: Edge of Alchemy американки Stacey STEERS, которая как-то особенно использует коллажи со съемкой из фильмов первой половины века с Мэри Пикфорд и Джанет Гейнор и составляет из них какой-то свой не слишком внятный, но тревожный франкенштейновский сюжет.

Очередной фильм из проекта Джона Морена - A Portrait of New York City, дествительно красивые две минуты огней и окон (посмотреть его можно по прежней ссылке в инстаграмме).

Бразильский Boy Transcoded from Phosphene режиссера Rodrigo FAUSTINI – показывает результаты травления пленки фосфеном (черт знает, как это), выглядит довольно красиво и действительно на короткое время там как будто проявляется лицо.

Ну и самый интересный для меня фильм, о котором давно было много разговоров и он есть в интернете, даже с русскими субтитрами - Everything режиссера David O'REILLY с текстом английского философа Алана Уотса. На самом деле это не фильм, а игра, симуляция, ОРейли постоянно экспериментирует с форматами, причем намешивает там всего и особенно, конечно, смешно, как у него двигаются персонажи – кубарем, как маленькие куколки в руках ребенка. В этой игре игрок мог управлять миром, от самого мелкого создания, на атомарном уровне, вплоть до планетарного. И, конечно, восхищение вызывает то, как масштабно он мыслит – хочет высказаться действительно обо всем, поэтому берет старый философский текст, который соответствует его амбициям. Надо сказать, трейлер этой игры, который и был показан, как мультфильм, был первым трейлером, который стоял в прошлом году в длинном списке на Оскар, то есть в принципе имел такой шанс.
Блог БФМ