Теперь к программе. Номер один для меня всегда – 5 подборок коротких метров, которые я смотрю по одной в день. От России в этом блоке только дебютный фильм Полины Федоровой «Бирюк». В остальном очень много неизвестных мне имен, но я жду и новые фильмы знакомых режиссеров: "День электрика" Володи Лещева из Латвии, "Праздник" Никиты Дьякура из Германии, "Невозможные фигуры и другие истории 3" Марты Пайек из Польши, La Chute Бориса Лаббе из Франции, Maria ja 7 pöialpoissi Рихо Унта из Эстонии, Ride англичанина Пола Буша, «Звонок» Анки Дамиан из Румынии, Žltá Иваны Шебестовой из Словакии.
Кроме этих 5 подборок в конкурс в последние несколько лет включают программу экспериментальных короткометражек Off-Limits, в котором, в частности, будет уже прогремевшее Everything Дэвида О'Рэйли. Но, кажется, главный герой короткометражной программы в этом году неизвестный мне американец Джон Морена, у которого взяли кучу коротеньких фильмов в конкурс. В экспериментальном стоит двухминутный Home: A Portrait of New York City (он пишет, что это портрет №7 из 52-х, что он снял в 2017-м году), а в короткометражных – еще 5 минутных, видимо, тоже про Нью-Йорк.
С прошлого года к короткометражному конкурсу добавили еще блок из 2-х подборок под названием «Перспективы» - это фильмы молодых авторов. Меня в этой программе очень интересует фильм Worth Every Penny, его сняли студенты израильского колледжа Сапир на основе сайта, где мужчины оставляют отзывы о проститутках, а женщины – о клиентах, причем все истории сняты в разных техниках. Я видела этот фильм в Тель-Авиве, но без перевода мало что поняла, а теперь надеюсь посмотреть с субтитрами. Еще там будет фильм Мамуки Ткешелашвили из Грузии «Рыбак и девочка», в Грузии почти не снимают мультфильмы, я очень рада, что его взяли, там много красивого в технике.
Еще одна новинка, появившаяся в прошлом году – специальная программа для «Молодой публики». Именно в этой подборке больше всего фильмов из России. Судя по программе, имеется в виду молодежь всех возрастов, от самых маленьких (для них новый традиционный веселый сюжет от Юлии Окер из Германии, в этот раз про муравья, и союзмультфильмовский «Хочу жить в зоопарке» Жени Голубевой) до вполне взрослой «Теории заката» Романа Соколова, «Виват, мушкетеры» Антона Дьякова для любых возрастов и «Бруклинского бриза» Леши Будовского, в котором тоже нет ничего специально для юношества. Кстати, в этой же программе будет фильм, который очень хочется увидеть – Link, который снял Роберт Лебель из Германии, тот самый автор хита «Ветер», появившегося несколько лет назад.
Всегда обязательное для меня в короткометражном конкурсе – студенческие фильмы. Их 4 программы. Это все новые имена, так что тут можно разве что рассчитывать на некоторые особенно крутые школы, в последнее время поставляющие отличных выпускников, как англичане, например. Кстати, несколько студенческих фильмов из этой программы мы уже показали на прошлом БФМ, два в подборке учеников Пярна - A Table Game (Nicolás PETELSKI MESON) и Muteum (Äggie Pak Yee LEE), а Barbeque студентки из Англии Jenny JOKELA – в «женской» программе. Еще мне очень нравится курсовой фильм польской студентки Marta MAGNUSKA «Инородное тело», так что очень интересно будет посмотреть ее диплом Inny.
Вот эти 13 программ для меня обязательные (насчет детской еще подумаю). Спасибо, что хоть внеконкурсного короткого метра больше нет.
Дальше в конкурсном коротком метре идет раздел заказной анимации и ТВ. Единственный сборник прикладной ( реклама, клипы, образовательное кино), я всегда смотрю, в нем как правило много интересного. Но в этот раз думаю, что в цейтноте можно будет и пропустить, поскольку заказные работы делаются не для фестивалей и как правило уже есть в сети. Особенно интересно, когда там встречаешь знакомые имена режиссеров, которых мы знаем по авторской анимации, они снимают заказы, часто используя в них свои авторские находки. В этот раз вижу в программе Себастьяна Лауденбаха, который пару лет назад был в Анси с полным метром по сказке «Девушка без рук», скучноватым, но с красивой, непопсовой графикой – тут он ее использует. Моя любимая, именно по заказным работам, британка Анна Гинзбург (может, помните ее док «Интимные места») сняла клип. Словенка Шпела Чадеж сделала удивительную вещь - сняла для Netflix кукольный дайджест игрового сериала Orange is the New Black для продвижения пятого сезона. Француженка Мойя Жобен-Паре в своей эффектной экспериментальной манере сделала ролик для фестиваля Tricky Women. А для нас, конечно, главное, что в конкурс попал лихой ролик последнего Крока «Абсолют Волга», сделанный на индийской студии EEKSAURUS под руководством Суреша Эрията.