Еще один любимец Крока и большой выдумщик из Индии Суреш Эрийят наконец-то показал на фестивале фильм «Корзинка», который так долго снимался на его студии Eeksaurus (Suresh Eriyat, «Tokri» \«The Basket»). Как мне кажется, Суреш по своей деятельной энергии и продуктивности – почти Министерство культуры Индии (уж не знаю, есть ли у них такое министерство), во всяком случае в том, что касается анимации. Анимация в Индии государством не поддерживается, студия Суреша живет тем, что зарабатывает на рекламе, авторской анимации в стране практически нет, хотя именно там сейчас очень много выполняется коммерческих заказов для сериалов и полных метров других стран, да и свое сериальное производство поднимается. Но Суреш со своей женой и продюсером Нилимой – настоящие мечтатели, которые хотят сами создать в стране анимационное сообщество и круг людей, любящих авторскую анимацию. В общем, они хотят создать себе среду, в которой можно было бы общаться с людьми на темы, которые им интересны. Это очень важная проблема для художников-аниматоров в странах, где нет авторской анимации, я уже не раз сталкивалась с отчаянными одиночками, которые бились у себя на родине, пытаясь создать себе команду и в результате уезжали или переставали заниматься любимым делом. Буквально на этом Кроке мы обсуждали эту тему с молодым режиссером из Вьетнама, учившимся в Америке, но мечтающим жить дома, занимаясь любимым делом. Суреш с Нилимой из тех людей, которые неустанно работают над тем, чтобы создать в стране авторскую анимацию. Через их студию проходит много молодежи, они поддерживают и вкладываются в дипломные работы ребят из Индии, которые учатся за рубежом и так далее. В общем, пластилиновый фильм «Корзинка» - это очень давний замысел Суреша. Вообще-то кукольной анимации в Индии нет, это дело очень особенное и требующее команды, кукол в одиночку, как компьютерную анимацию, не сделаешь. И на этом проекте Суреш хотел воспитать команду. Но деньги то есть, то нет, проект тянулся долго, с остановками и в какой-то момент Суреш понял, что уже почти никого из тех, кто начинал, не осталось. И решил, что любой ценой кино надо закончить. Я помню, как он искал в частности в России хорошего аниматора-кукольника, советовался со всеми, со мной тоже. Он считал, что на английском «Пете и волке» работали русские, я ему рассказала, что это были поляки и в результате он нашел польского аниматора, который к ним приехал заканчивать фильм. Так что в результате вышла очень важная история для Суреша, как режиссера и для студии. Кино получилось вполне милое - про любящую семью, где отец, видимо, в свое время занимал какую-то должность, теперь стал беден, но гордится воспоминаниями о том, как ему на работе подарили часы за заслуги. Потом дочка, тайно желая посмотреть на эти часы, их разбила и теперь мечтает заработать плетением корзинок, чтобы их починить. Сама по себе история звучит сентиментально, но для нас главная ценность в нем – насыщенный предметный индийский мир, жизнь людей, о которой мы так мало знаем. И это очень интересно.